• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет об экспедиции "Белгород в годы Великой Отечественной войны: история и память"

Некоторым студентам образовательной программы «История» Факультета Гуманитарных наук было не суждено начать учебный год 3 сентября. С 3 по 13 сентября 12 студентов разных курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в рамках проекта «Открываем Россию заново» отправились в экспедицию в Белгородскую область под руководством доцента Сета Франклина Бернстейна.

Отчет об экспедиции "Белгород в годы Великой Отечественной войны: история и память"

Студенты не только работали в архивах и библиотеках, но и знакомились с местными достопримечательностями, особенностями культуры памяти о Второй мировой войне и других локальных конфликтах, пробовали себя в роли экскурсоводов и выезжали на Прохоровское поле, где состоялось одно из самых крупных танковых сражений в мировой истории. Насыщенная программа экспедиции позволила студентам продуктивно поработать над своими исследованиями, составить детальную картину об истории, культуре Белгорода и Белгородской области в разное время, а свои впечатления и наблюдения ребята обсуждали на семинарах, а потом записывали в дневники экспедиции.


День 1 (3 сентября, понедельник)

Прибытие в Белгород, начало работы в архивах, вечернее подведение итогов

Приехав в Белгород и заселившись в хостелы, участники экспедиции отправились в Государственный архив новейшей истории Белгородской области (далее - ГАНИБО). Заранее ознакомившись с описями, доступными онлайн, студенты заказали материалы по темам своих курсовых и дипломных работ. Помимо этого, для студентов были организованы два общих проекта в которых студенты по своему выбору могли участвовать: составление баз данных про карьерные траектории, вступающих в партию в 30е гг., и про партийцев, которые остались на оккупированных территориях.



Нелли Гасимова, студентка 4 курса бакалавриата
«С первого дня нашей экспедиции я начала разрабатывать тему детских трудовых учреждений, анализируя документы Белгородской области. Таким образом, я получила прекрасную возможность поработать с документами целую неделю без перерыва».

Некоторые студенты младших курсов бакалавриата до этого не работали в архивах, а бóльшая часть ребят имела опыт работы лишь в московских, поэтому посмотреть на специфику региональных архивов для всех – большая удача. Прибытие студентов из Москвы вызывало повышенный интерес и энтузиазм у архивных работников, которые старались как можно скорее принести документы.

 

Владислав Тюрин, студент 3 курса бакалавриата
«…сотрудники архива пытались помочь нам отыскать другие интересные для нас документы, отвечали на все наши вопросы и вообще были очень дружелюбны и приветливы».

После заказа дел студенты, оказавшись в новом городе, не преминули ознакомиться с окрестностями, описав свои первые впечатления от города:

 

Елена Максюта, студентка 3 курса бакалавриата
«Что касается города, то немного двойственное ощущение от него – очень хаотичная застройка без определенного архитектурного плана, но сам город достаточно ухоженный и удобный для пешеходов».

 

День 2 (4 сентября, вторник)

Работа в архивах и библиотеках, пешеходная экскурсия по Белгороду, вечернее подведение итогов

В первой половине дня участники экспедиции продолжили работу над своими и коллективными проектами. Студенты отметили возможность облегченного доступа к региональным документам, которые в московских архивах не всегда доступны.

 

Александра Рябиченко, студентка 4 курса бакалавриата
«В отличие от того же Государственного архива Российской Федерации в Москве, который прежде мог не выдать мне ряд документов по причине содержания там личной информации, в ГАНИБО я получила все дела, которые заказала». 

Нелли Гасимова
«Я начала работать с фондом Ново-Оскольской детской трудовой колонией, который состоял из протоколов партийных заседаний учреждения – на них обсуждались самые важные вопросы. Среди документов было очень много слабо интересующих меня обсуждений хозяйственных вопросов, однако все же почти в каждой папке находились один-два интересных кейса, которые помогали лучше понять принципы воспитания «новых людей» в детских учреждениях».

 

 

После работы в архиве студенты совершили пешеходную прогулку по основным достопримечательностям Белгорода. Перед началом экспедиции ребята распределили между собой темы докладов о наиболее значимых местах города, не охваченных организованными экскурсиями, и студенты выступили друг перед другом с сообщениями, попробовав себя в роли экскурсоводов. Они не только рассказывали о конкретных памятниках, но и старались вписать их в общий контекст сформировавшейся в городском культурном пространстве культуры памяти. Помимо прочего, участники экспедиции обратили внимание на оформление и инфраструктуру города:

Анастасия Заплатина, аспирантка 2-го года обучения
«Меня удивило, что в городе нет какой-то доминанты, действительно центра, который являлся бы центром притяжения людей».

Елена Максюта
«Если памятники, посвященные Второй Мировой Войне (например, стела «Город воинской славы»), выглядят в целом так, как и в других городах России, то памятники, посвященные локальным конфликтам, выглядят довольно несуразно. Как мне показалось, они не очень хорошо вписываются в городской ландшафт, тем более что к их установке в начале XXI века подошли, видимо, не слишком ответственно. Например, на памятнике погибшим в локальных конфликтах первоначально слово «вооружённых» было написано с буквой «О» и только после открытия ошибка была исправлена».

 

День 3 (5 сентября, среда)

Работа в архивах и библиотеках

Этот день ребята провели в архивах, продолжая работу с архивными материалами.

 

Владислав Тюрин
«В этот день я продолжил заниматься составлением базы данных по партийным работникам. Казалось бы, обычная анкета, однако в ней можно было проследить судьбу людей: где они родились, кто были их родители, их образование, места работы (у некоторых их было очень много), как для людей проходила Великая Отечественная война и их жизнь сразу после нее».

После интенсивной работы в архивах студентам было предоставлено свободное время, которое они посвятили дальнейшему изучению города.

 

Тимофей Медведев, студент 1 курса магистратуры
«Местная застройка поражает своей разноплановостью и хаотичностью, и иногда складывается впечатление, что город в принципе не имеет генерального плана застройки».

 

 



День 4 (6 сентября, четверг)

Работа в архивах, продолжение пешеходной экскурсии по Белгороду  

Участники экспедиции подготовили настолько подробные доклады, что выполнить запланированную программу за один вечер не удалось, поэтому было принято решение разделить экскурсию на две части. После продуктивного архивного дня мы продолжили прогулку по «городу первого салюта».

 

Елизавета Солодовникова, студентка 2 курса бакалавриата
«Культура памяти в Белгороде всё еще не переставала удивлять – в парке Победы мы увидели аллею героев СССР, однако выбор героев оказался довольно странным – многие герои были слабо связаны с Белгородской областью. Парк Победы, в свою очередь, произвел приятное впечатление. Белгород – «зелёный» город, и этот парк прекрасно дополняет не только культурно-историческую составляющую города, но и просто украшает его».

Анастасия Заплатина
«Мой доклад был посвящен так называемой «Аллее героев», созданной в 2000-е гг. На мой взгляд, создание этой аллеи и дополнение ее новыми бюстами – еще одно свидетельство повышения градуса милитаризма в обществе».

 

День 5 (7 сентября, пятница)

Работа в архивах, экскурсия в музей-диораму «Огненная дуга»

Студенты продолжили искать и находить любопытные документы в архивах для своих исследовательских проектов.

 

Тимофей Медведев
«В Государственном музее Белгородской области (ГАБО – здесь и далее) оказалось немало интересных документов, в основном содержащих данные о хозяйственном положении в регионе в период Гражданской войны. Причём на ситуацию в городе можно было посмотреть как глазами красных, так и белых ввиду того, что фонды органов управления Добровольческой арии и Харьковской губернии, в состав которой на тот момент входил Белгород, недавно рассекретили».


После архивов участников экспедиции ожидало посещение музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление», посвященного танковому сражению под Прохоровкой в июле 1943 г. Музей вызвал неоднозначную оценку: студенты обратили внимание на оригинальное оформление музея, а также отметили тот факт, что в экспозицию были отражены судьбы обычных солдат. Наиболее сильное впечатление на ребят произвела, конечно же, сама диорама – крупнейшая в России.




Елизавета Солодовникова
«Вторую половину дня заняла экскурсия в музей-диораму «Курская битва». Не могу сказать, что музей произвел на меня большое впечатление, но думаю, что для регионального музея он выполнен достойно. Диорама является наиболее интересным экспонатом, она действительно создавала ощущение вовлеченности в события войны. Сам музей довольно необычно оформлен – в оформлении использовались части военной техники. Удивило количество портретов участников войны, начиная от генералов, заканчивая рядовыми. Обычно в музеях, посвященных войне, портретов гораздо меньше».

 

Дмитрий Котилевич, студент 1 курса магистратуры
«…экспозиция сфокусирована на людях, не обязательно героях войны, предлагает множество фотографий (хотя большинство из них – портреты), не всегда типичных для подобных выставок. Отдельного внимания заслуживает оформление выставки, выполненное в виде отдельных листов брони – провальную выставку бы не спасло, но в данном случае большой плюс за попытку (довольно успешную) выйти из рамок стандартного провинциального музея».

 

День 6 (8 сентября, суббота)

Экскурсия к Мемориалу «В честь героев Курской битвы» и посещение музея «Третье ратное поле России» под Прохоровкой

 
В выходной день студенты могли отдохнуть от продуктивной работы в архивах и посвятить целый день посещению мемориалов, связанных с одним из центральных эпизодов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.


Первый мемориал был создан в 1954 г., перестроен в 1970х гг. представляет собой привычный для военных музеев стоящий на постаменте Танк-34, несколько памятников, сам комплекс окружен траншеями, на территории сохранилась братская могила. Экспозиция музея и фильм, снятый 1960-е гг. и демонстрируемый посетителям музея в конце экскурсии, вызвали неоднозначные мнения среди участников экспедиции. Некоторые ребята отметили также менее очевидные памятники, расположенные на территории комплекса.




Дмитрий Котилевич
«Мемориальный комплекс представляет собой довольно унылый парк на краю дороги с самим мемориалом и музеем под ним. Заметно, что комплексу недавно были выделены некоторые средства на реставрацию – парк несколько подновлен, но музейная экспозиция, по всей видимости, с 1973 г. так и не менялась. Нам даже показали документальный фильм о Курской дуге 1960-х гг., пропитанный уже какой-то надрывно-преувеличенной агрессией к происходившему – интересно посмотреть с точки зрения изучения памяти тех лет, но, насколько я понял, его всем показывают на полном серьезе как актуальную «документалку».

 

Анастасия Заплатина
«На территории комплекса находятся, например, скромный камень-памятник воинам-туркменистанцам или армянский хачкар. Возможно, осязаемая в этих искренних частных памятниках трагедия заставляет директора сменить пафосный слог на человеческий: он начинает рассказывать о том, почему личность всех немецких солдат, найденных на поле боя, можно установить, а среди найденных красноармейцев – только одного из ста»

 

Александра Рябиченко
«После нам показали фильм о Белгородской оккупации и его восстановление в послевоенное время. Даже не зная даты создания фильма, можно было догадаться, что фильм был снят в последние годы правления Н. С. Хрущева – на последних кадрах виден уже обновленный Белгород, а в фильме нет ни единого упоминания Сталина и Жукова».


Второй музейный комплекс, «Третье ратное поле России» (Прохоровка; 1-е – Куликовское поле и 2-е – Бородинское поле – стоит отметить историческую преемственность между выбранными событиями, курс который был характерен для советского правительства накануне Великой Отечественной войны и достиг пика в 1941-1942 гг.), посвящен Курской битве и крупнейшему танковому сражению Второй мировой войны под Прохоровкой. Он был открыт для посетителей в 2010 г.




Тимофей Медведев
«По моему скромному мнению, это один из лучших военных музеев России, хотя, конечно же, не лишенный неизменного пропагандистского пафоса. Как обычно, весьма мало внимания было уделено Вермахту и действиям немецких войск. Однако оформление экспозиции, находящееся на весьма высоком уровне, по большей части нивелирует эти недостатки».

 

Дима Котилевич
«Экспозиция основного музея – пожалуй, лучшая, что я видел в регионах, да и в Москве из подобных выставок я бы назвал лишь несколько. Помимо общего сдержанного тона экспозиции, качественного и интересного оформления («железное небо» из подвешенных ржавых пластин и серые манекены солдат и офицеров с острыми, осунувшимися лицами, которые как будто они уже заведомо мертвы, только нося свою униформу), создатели выставки представили некоторые уникальные для российского музея о Второй Мировой экспонаты и темы».

 

День 7 (9 сентября, воскресенье)

Экскурсии в краеведческий музей и музей художественный музей

Воскресный день участники экспедиции провели в Белгороде и посетили Краеведческий и Художественный музеи.

 

Настя Заплатина
«Я родилась и выросла в провинциальном городе, краеведческий музей которого выглядит идентично, поэтому я впервые задумалась о том, что все советские краеведческие музеи создавались по одной инструкции. Это такая «книга рекордов» края, где обязательно нужно наглядно показать глубину чернозема и размер лося». 

Дима Котилевич
«Такая экспозиция есть почти в любом провинциальном городе и описания не требует – вы можете точно предсказать большую часть эпох и экспонатов, а также степень и характер их освещения прямо перед входом на выставку (что мы и сделали, допустив при этом всего пару неточностей, и это стало хоть каким-то развлечением на время экскурсии)».


Гораздо бóльший интерес студенты проявили к экспозиции Художественного Музея Белгорода. Богатство и разнообразие коллекций приятно удивили участников экспедиции, хотя многие ребята с сожалением отмечают ее хаотичность.

 

Лиза Солодовникова
«Экспозиция музея состоит из искусства XX-XXI вв., и уже это выделяет его среди других художественных музеев, которые, как правило, стремятся создать экспозицию из классического искусства. Однако музей всё же имеет недостатки, главный из которых – непродуманность экспозиции. Картины представлены очень хаотично, экспозиция не всегда хронологична, отсутствуют какие-либо текстовые пояснения, кроме автора произведения, его названия и дат».

 

Мария Сатыева, студентка 4 курса
«…например, мне (и, судя по всему, не только мне!) больше всего запомнилась картина Ю. И. Пименова «Новый год». Она написана в 1949 году, но такое ощущение, что изображенное на ней торжество вполне может отражать жизнь многих семей и в 2018 году (разве что далеко не все мужчины будут сейчас в военной форме)».

 

День 8 (10 сентября, понедельник)

Работа в архивах

Набравшись сил в выходные и ознакомившись с целым рядом музеев, студенты провели первый день новой рабочей недели в архивах; некоторые описали наиболее интересные дела в своих дневниках.

 

Тимофей Медведев
«Для меня же главным открытием, сделанным в ходе просмотра дел, стали копии письма Троцкого «К русскими рабочим» и записки неизвестного автора, в которой он производил анализ политического положения в Советском Союзе. Эти документы были приложены к делу о партийной чистке 1929 года, когда в Белгородском райкоме партии была «раскрыта и разоблачена» группа «троцкистов».

 

День 9 (11 сентября, вторник)

Работа в архивах, круглый стол со студентами и преподавателями Белгородского государственного университета


Вторую половину дня студенты провели на встрече с Белгородскими студентами и преподавателями исторического факультета. Это было любопытное мероприятие для обеих сторон. Помимо дискуссии на историческую тематику и рассказов о профессиональных интересах, ребята и преподавательский состав обсудили общие проблемы в университетской среде.




Дима Котилевич
«Как выяснилось, в область научных интересов большинства студентов историко-филологического факультета БелГУ входит история Древнего мира и Античности, поэтому в неформальной части встречи удалось обсудить лишь какие-то общие черты обучения и студенческой жизни в Белгороде. В целом, посещение БелГУ получилось гораздо интереснее, чем бывают обычно подобные встречи, так как студенты были достаточно открыты к общению, на которое в этот раз было выделено достаточно времени».

 

Нелли Гасимова
«Затем следовал живой диалог формата «вопрос – ответ»: преподаватели и студенты задавали друг другу вопросы, интересуясь многими практиками, академическими традициями и учебными моментами каждого из университетов: к примеру, шло обсуждение внедрения цифровых методов в гуманитарных науках, стремление отойти от несколько устаревшего деления на кафедры, практика академической мобильности среди студентов, более актуальные исследовательские направления в каждом из ВУЗов, конференции и летние школы»

 

Лера Плешкова, студентка 4 курса бакалавриата
«Белгородцы встретили нас очень радушно. Мы рассказали им о том, почему приехали в Белгород и чем занимаемся в местных архивах, а преподаватели поделились своими мыслями о нашей работе и предложили почитать некоторые исследования».

 

День 10 (12 сентября, среда)

Работа в архивах и библиотеках, заключительное обсуждение поездки участниками экспедиции

 

Помимо работы в архивах, на заключительном семинаре под руководством Сета Бернстейна участники экспедиции обсудили достоинства и недостатки этой поездки, поделились впечатлениями о музеях, Белгороде и обсудили особенности культуры памяти в области.

 

Тимофей Медведев

«В целом экспедицию, как кажется, можно назвать удачной. Мы побывали в уникальном регионе, где особо остро проявляется память о войне, посмотрели, как эти события интерпретируются и подаются для широкой публики в местных музеях».

 

Елизавета Солодовникова

«Мы говорили о культуре памяти Белгорода, обсудили музеи, в которых мы были в выходные, наши архивные наработки».