Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Первый раз Школа лингвистики поехала на Памир только в прошлом году. Тогда никто точно не знал, что нас ждёт — первая и последняя известная нам лингвистическая экспедиция на Памир была в далёком 1969 — и мы погружались в почти незнакомый нам язык.
Но в этот раз всё было по-другому. Мы были готовы и к 16-часовой дороге по серпантинам из Душанбе в Хорог, и к блокпостам на пограничной дороге, и к холоду горных рек — но самое главное, мы были готовы к самому шугнанскому языку, ведь к нам присоединилось три студента-ираниста из ИКВиА НИУ ВШЭ.
Сам уже несколько раз упомянутый шугнанский язык — это самый крупный из памирских языков. Памирские языки, в свою очередь — это подгруппа восточноиранских языков. И, вопреки частым представлениям о «малых языках», шугнанский язык очень живой, на нём говорят здесь все, включая лопочущих двухлетних детей.
Всё это время мы жили в городе Хорог — в своеобразном центре маленького «шугнанского мира». Два раза мы выбирались в кишлаки Парзудж и Дашт, там навещали наших шугнанских друзей, ели плов, пили чай с молоком, солью и маслом и записывали тексты.
Информанты поведали нам, как ишаки один за другим срывались в горные ущелья, как в норе живёт грозный снежный барсик (как оказалось, рассказ был про барсука), как пророк 'Иса спас нашего собеседника от тяжёлой болезни, как наша собеседница упустила шанс научиться изгонять джиннов и так далее.
Вся экспедиция была пронизана идеей создания шугнанского устного и письменного корпуса. Если в прошлом году это были первые попытки расшифровки записанных текстов с информантами, то сейчас к концу экспедиции был готов довольно приличный массив размеченных и отглосированных текстов.
Эта работа была бы во много раз труднее, если бы нам не помогали наши местные коллеги-памироведы. Да-да, в ботаническом саду Хорога (втором по высоте в мире!) расположен Институт памирских языков, сотрудники которого занимаются тем же, что и мы — но уже много лет. И многие из них нам помогали с расшифровкой текстов и с академической работой.
Как водится в лингвистических экспедициях, каждому выдали по теме, которой он занимался. Мы смотрели на позицию лично-числовых клитик, отрицание, посессивность, проспектив, число, адвербиализацию, пространственные адлоги, дейксис, лексику... И где-то в далеко маячащих планах есть идея составить «шугнанский сборник» — издать статьи по материалам экспедиции.
Но это ещё не академическое «всё». Ещё мы поработали с местным архивом, который по большей части уже отсканирован, и мы хотим некоторые тексты оттуда включить в корпус. Более того, для этой же самой цели мы искали на компьютерах наших памирских коллег электронные версии всяких шугнанских текстов вроде сказок.
Мы жили в непозволительной по экспедиционным меркам роскоши: европейский двухэтажный дом с современной кухней и ванной, почти на всех хватило кроватей. Да и с хозяевами у нас сложились хорошие отношения: например, на нашем столе мог внезапно будто бы ниоткуда появиться огромный котёл с пловом.
Но, несмотря на то, что нас окружали современные холодильники, чайники и сместители, было всё же ощущение какой-то восточной сказки, сказки с добрыми шейхами (Его Высочество Ага-Хан 4, духовный лидер местных мусульман-исмаилитов), разбойниками (афганцы прямо за рекой), мудрецами (старики в кишлаках и некоторые наши коллеги), несчастными поэтами-суфиями (шугнанский бард Лидуш Хабиб, звучащий из колонок и гитар)... И мы были рады быть персонажами этой недолгой сказки.