• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

В Москве прошла ретроспектива фильмов Кавасима Юдзо

В Государственной Третьяковской галерее при поддержке Отдела японской культуры (Japan Foundation) прошла ретроспектива фильмов японского режиссера Кавасима Юдзо (1918–1963). Вступительную статью для каталога ретроспективы подготовила доцент ИКВИА ВШЭ Анастасия Фёдорова.

В Москве прошла ретроспектива фильмов Кавасима Юдзо

Впервые в России на большом экране показали фильмы одного из предвестников японской «новой волны», режиссера Кавасима Юдзо. На рубеже 1950–60 годов в кинематографе разных стран мира происходят важные изменения. Послевоенное поколение режиссеров бросает вызов классическому кино, смело экспериментируя с тематикой, стилем, методами киноповествования. Кавасима Юдзо был старше японских режиссеров, чьи имена мы привыкли ассоциировать с кинематографом «новой волны». Однако он тоже начинал свою карьеру на киностудии Сётику, где позже дебютировали режиссеры Осима Нагиса, Синода Масахиро, Ёсида Кидзю. Для фильмов Кавасима, как и для этих мастеров «новой волны», тоже характерна подвижность камеры, раскованная, без наигрыша, работа актеров, политическая ангажированность, уход от традиционной для Японии сентиментальности, интерес к физиологии и сексуальной жизни героев.

Кавасима был, кроме прочего, мастером комедийного жанра, о развитии которого в японском кинематографе пока еще по‑русски написано мало. Сюжет комедии «Солнце в последние дни сёгуната» (1957) Кавасима заимствовал из репертуара мастеров устного сказа ракуго. Ракуго — это популярная по сей день разновидность сольного театрального перформанса, зародившегося в городской среде в XVII в. Действие картины происходит в одном из веселых кварталов столицы, вскоре после того, как Япония приняла судьбоносное решение «открыться» для торговли с Западом. В своем фильме Кавасима сумел рассмешить зрителя забавными характеристиками обитателей квартала и в то же время дать пищу для размышлений об историческом прошлом страны и его неразрывной связи с современностью.

Самым значимым достижением режиссера считается комедия «Изящное чудовище» (1962). В этой картине Кавасима в полной мере смог реализовать свою тягу к сатире, черному юмору, гротескным зарисовкам семейного быта, зажигательным танцам и искрометным диалогам героев, буквально источающих жизненную энергию. Фильм повествует о семействе нахлебников, пожинающих плоды послевоенного японского благополучия, но делающих это за чужой счет. Несмотря на насыщенность сюжета, действие фильма происходит в замкнутом пространстве, и на протяжении всей картины камера ни разу не выходит за пределы многоквартирного дома, в котором обитает семейка мошенников. Посмотрев замечательный фильм Кавасима, зрители непременно увидят многочисленные параллели с «Паразитами» (2019) Пон Чжун Хо и «Магазинными воришками» (2018) Корээда Хирокадзу. Современные азиатские режиссеры, фильмы которых были отмечены призами крупнейших кинофестивалей мира, многому научились у Кавасима.

Хочется верить, что нынешняя ретроспектива — это только начало, ведь в ней были представлены наиболее известные картины режиссера, уже демонстрировавшиеся ранее на Западе. В следующем учебном году планируется повторный набор студентов для реализации проекта «Перевод и субтитрирование японских фильмов». В рамках этого проекта было бы интересно подготовить перевод одной из ранних комедий Кавасима. Некоторые фильмы режиссера будут также включены в программу майнора «Визуальная культура Востока и античности» и минора «Япония».

Все новости ИКВИА