• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
1 февраля, 19:30
Литературные среды с Евгением Водолазкиным 
13 февраля – 15 февраля
Прием заявок до 24 декабря 2022 г. 
17 февраля – 18 февраля
Дедлайн подачи заявок: 10 февраля 
3 марта – 4 марта
Прием заявок до 5 февраля 2023 г. 
23 марта – 24 марта
Прием заявок до 28 февраля 2022 г. 
6 апреля – 7 апреля
Прием заявок до 5 марта 2023 года 
Книга
Плохое кино

Павлов А. В.

М.: Горизонталь, 2022.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/10/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13/2

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

13 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/2

16 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Классический и современный Восток: языки, культуры, религии

2 года
Очная форма обучения
15/10/2

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Религия и общество

2 года
Очная форма обучения
13/5/1

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/15

35 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

180 платных мест

15 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3

70 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3

30 бюджетных мест

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3

35 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6

45 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

45 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6

25 бюджетных мест

30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
19/5/2

19 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5

15 бюджетных мест

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5

34 бюджетных места

8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10

20 бюджетных мест

10 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5

20 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1

18 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Языки онлайн: индивидуальный фидбек и перезагрузка мозгов

В марте Вышка перешла в режим полного онлайна. Как дистанционно преподавать иностранный язык? Какие платформы и каким образом удобнее использовать? И, наконец, как не терять крайне важный для обучения иностранному языку контакт со студентами? О своих лайфхаках рассказывают преподаватели Школы иностранных языков.

«Индивидуальный фидбек каждому студенту»


Существует много возможностей для того, чтобы работать со студентами как синхронно, так и асинхронно, как в группах, так и индивидуально, рассказывает к.ф.н., преподаватель английского языка и других курсов в ШИЯ Мария Александровна Кирсанова.

«На данный момент я использую две платформы для взаимодействия со студентами: Zoom и Google classroom. Для онлайн занятия мне больше всего понравился Zoom, так как можно делить студентов на группы, делиться экраном, а также совместно пользоваться экраном. Для внеклассной коммуникации со студентами я использую Google Classroom, где я задаю домашнее задание, самостоятельную работу, письменные работы и квизы. Данное приложение очень удобно тем, что можно указывать дедлайны, загружать видео, аудио и тд. Студенты также могут задавать вопросы, комментировать. Можно отправлять сообщения как всей группе, так и отдельным студентам. Google classroom позволяет отправить индивидуальный фидбэк каждому студенту.

Кроме указанной базы я использую различные приложения для создания онлайн опросов и последующих обсуждений. Например, для интерактивных презентаций я использую Mentimeter. С помощью данного сайта можно создавать опросы, квизы, word cloud и др. в реальном времени и потом обсуждать получившиеся результаты. На мой взгляд, практически незаменимо приложение Kahoot, которое я использую для отработки и повторения вокабуляра».

Единственное неудобство работы в Zoom - ограничение 40 минут, по словам Марии Александровны можно использовать во благо. Если разбить занятие на 2 части с пятиминутным перерывом, то можно немного «перезагрузить мозги». Студенты отмечают такую возможность как плюс.

 «Я стараюсь отправить весь материал, который может понадобиться до начала занятия (аудио, ссылки на видео, раздаточные материалы), что позволяет сократить время. Например, если у меня не открывается видео, которое мы будем обсуждать, студенты могут его посмотреть сами, отключив микрофоны».

Как отмечает Мария Александровна (и другие опрошенные преподаватели), основной плюс дистанционного обучения — это, конечно, экономия ресурсов из-за отсутствия необходимости куда-либо ехать. Посещаемость дистанционных занятий лучше, чем, очных, и опозданий меньше.

«От преподавателя не спрячешься за спинами одногруппников»

Пятиминутные перерывы и заблаговременная рассылка необходимых файлов заранее - этими лайфхаками пользуются и другие преподаватели Школы. Рассказывает преподаватель китайского языка Карина Артуровна Кочинян:

«На последних занятиях мы разбирали новый материал (достаточно объёмный и непростой), подробное изложение которого (помимо учебника), мной было подготовлено и выслано им в Google документе (структурированная по тезисам, но детальная и полная подача каждого пункта лексико-грамматического комментария с примерами и небольшим заданием на применение нового для каждого пункта).

Студенты имели возможность заблаговременно изучить файл, выполнив задание самостоятельно, для более продуктивного усвоения при обсуждении уже на занятии. При этом они могли открывать документы на любом удобном для них гаджете отдельно от видеоконференции в Zoom. В режиме реального времени можно также корректировать расшаренный Google документ, все изменения студенты видят тут же на месте

Новый материал ввожу, по возможности используя принципы т.н. “перевёрнутого класса”: студенты дома предварительно разбирают новый материал самостоятельно, на занятии происходит уже совместный разбор в формате не лекции, а диалога».

Безусловно, к новому формату работы необходимо привыкнуть - как преподавателю, так и студентам. По словам Карины Артуровны, обнаружилось, что онлайн обучение имеет и ряд плюсов: некоторым студентам так легче учиться, они стали более внимательными.

«Студентам поначалу было непривычно, на первом онлайн занятии отмечали, что в домашней обстановке им тяжелее концентрировать внимание, особенно если возникают помехи связи, к тому же остаётся потребность в живом присутствии. Но на втором-третьем занятии некоторые уже стали говорить, что не чувствуют разницы - всё примерно так же, как в аудитории, - а кому-то, как оказалось, в новом режиме даже легче всё воспринимать, поскольку перестали, например, отвлекаться на одногруппников или на что-то ещё.

Есть студенты, которым в аудитории комфортнее садиться за последнюю парту, за чьими-то спинами. А чем дальше студент сидит от преподавателя, тем легче он отвлекается, тем сложнее ему бывает удерживать контакт с преподавателем. На онлайн занятии же все студенты оказываются в равной позиции, “прятаться” становится не за кем".

«Важно выглядеть максимально профессионально»


Лайфхак преподавателя НИСа «Развитие навыков академического дискурса» и курса «Literary Analysis and Interpretation» Натальи Александровны Путилиной - относиться к дистанционному обучению так же, как и к преподаванию оффлайн: тщательно готовиться, иметь несколько разных заданий (всегда лучше "с запасом", разные группы за разное время могут выполнять задание; плюс задания для разных групп по одному предмету тоже могут несколько отличаться. Желательно иметь наушники под рукой, иногда звук лучше в них. Еще один совет от Натальи Александровны: выглядеть максимально профессионально, дресс-код и макияж помогут и преподавателю чувствовать себя уверенно, и группе воспринимать занятие серьезно. 

Немаловажная часть работы преподавателя - это контроль.

«Студенты будут перед занятием выкладывать презентации в MS Teams и представлять их. Кроме того, в MS Teams удобно создавать и использовать каналы для работы в парах и группах. Студентам выдается задание, спустя обозначенное заранее время подсоединяюсь и осуществляю проверку. Письменные работы в любом формате обучения я проверяю на антиплагиат; списанные друг у друга работы подлежат пересдаче, студенты об этом знают и не рискуют».