• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Куманьков Арсений Дмитриевич
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Книга
Золото Колчака

Будницкий О. В.

М.: Новое литературное обозрение, 2022.

Книга
Партизанский логос: Проект Дмитрия Александровича Пригова

Кукулин И. В., Липовецкий М. Н.

Редакция журнала "Новое литературное обозрение", 2022.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13
13 бюджетных мест
13 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3
13 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/180/30
30 бюджетных мест
180 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/60/3
50 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/15/3
45 бюджетных мест
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
16/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5
34 бюджетных места
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Прокторинг в Школе иностранных языков: объективность и равенство возможностей

Во время летней сессии студентам ШИЯ предстоит сдача экзаменов с прокторингом. Серия коротких интервью с сотрудниками Школы расскажет о том, какие возможности открывает эта технология.

Для многих студентов и преподавателей этим летом прокторинг станет новым опытом. Тем не менее, для Вышки прокторинг не совсем новшество: так, в 2019 году в НИУ ВШЭ было проведено более 2100 экзаменов с прокторингом для иностранных абитуриентов из стран СНГ и дальнего зарубежья, 50 – для аспирантов и около 1000 – для участников международной олимпиады молодёжи в 2019 году.

Для успешного проведения экзамена с прокторингом очень важно подготовить прокторов.

Как смотрят преподаватели ШИЯ на необходимость принять на себя новую роль проктора?

"Когда было принято решение о проведении внутреннего экзамена по английскому языку, а также части экзаменов на образовательных программах бакалавриата и магистратуры с использованием системы прокторинга, в Школе возникла необходимость отобрать прокторов из числа преподавателей и методистов. К моему удивлению на просьбу стать проктором за один вечер откликнулось 25 преподавателей. Нам даже пришлось закрыть форму записи, так как команду из большего количества прокторов координировать было бы сложнее. Мы очень рады энтузиазму и инициативности коллег учиться новому", — рассказала заместитель руководителя ШИЯ Надежда Валентиновна Врадий.


Как отмечает руководитель Школы иностранных языков Екатерина Алексеевна Колесникова, крайне важно обеспечить единый подход всех прокторов, чтобы не было фактора субъективности.

Есть ли у Школы иностранных языков опыт проведения экзаменов с прокторингом?


Некоторые преподаватели ШИЯ уже имеют успешный опыт проктора. Елена Сергеевна Зырянова участвовала в прокторинге на вступительных экзаменах в аспирантуру ВШЭ (синхронный прокторинг). По ее словам, в целом вступительные испытания прошли без чрезвычайных ситуаций, все вели себя ответственно и уважительно.

Рассказом о "первой встрече" с прокторингом поделилась и Элиза Кареновна Алоян. "Моя работа на вступительных экзаменах в аспирантуру заключалась в организации самого процесса приема экзамена на платформе Zoom, идентификации абитуриентов, создании сессионных залов и перемещении участников экзамена по этим залам. 

Основным плюсом такой формы приема экзамена я безусловно назвала бы экономию времени на дорогу как для членов комиссии, так и абитуриентов, которые могут проживать в отдалённых городах. 

В целом всё прошло успешно. Моей задачей было объяснить принцип работы членам комиссии, и для этого мы несколько раз проводили репетиционные встречи, которые показали, что вести запись экзамена нужно минимум двум людям, так как техника может подвести. Например, на первой встрече одна из наших коллег, которая пробовала вести запись, вылетела из конференции. Поэтому здесь можно добавить, что ещё одним важным условием является техническая оснащенность с обеих сторон данного процесса (рабочий микрофон, веб-камера, мощный компьютер/ноутбук).

Так как в данной роли я работала впервые, то не учла тот момент, что сессионные залы нужно создавать заранее: залы для каждого абитуриента и зал для комиссии. Я этого сразу не сделала, поэтому вышла небольшая заминка, но всё удалось быстро наладить. К возможным недостаткам можно также отнести двойную роль комиссии: это и запись ответов абитуриентов и собственно прием самого экзамена, беседа, а также фиксация необходимой информации уже на бумаге. К счастью, коллеги успешно справились с этой задачей. 

Несмотря на то, что работа на данной платформе не предполагала постоянного наблюдения за абитуриентом, так как приходилось иногда покидать зал и идти встречать следующего абитуриента или комиссию, а также мы не видели, что происходило на экрана компьютеров абитуриентов, это не помешало комиссии с легкостью понять уровень подготовки кандидатов и выставить объективные оценки, так как экзамен включал в себя не только подготовленную, но и спонтанную беседу".

Какие преимущества имеет прокторинг для преподавателей и для процесса обучения в целом?


Как рассказала руководителей академической программы "Иностранные языки и межкультурная коммуникация" Светлана Викторовна Боголепова, использование прокторинга имеет несколько преимуществ. "К сожалению, нечестные практики до сих пор имеют место в университете. Прокторинг позволяет убедиться в том, что экзамен сдается честно, самим студентом, без привлечения посторонней помощи и ресурсов. Понимание того, что на экзамене они смогут полагаться только на себя, побуждает студентов лучше к нему подготовиться. Если студенты сдают экзамены, опираясь только на собственные знания и умения, мы видим объективную картину усвоения дисциплины, которая помогает нам планировать дальнейшее обучение.

Дисциплины, экзамены по которым будут сдаваться с прокторингом в бакалавриате ИЯМКК - это первый и второй иностранный языки. Усвоение этих дисциплин является необходимым условием для успешного обучения на программе, поэтому контроль за усвоением здесь особенно важен. Также с применением прокторинга будут сдаваться дисциплины, которые реализуются на основе онлайн-курсов на платформе Coursera. Некоторые другие базовые дисциплины будут сдаваться с прокторингом, но только теми студентами, которые не смогли по элементам текущего контроля набрать достаточно баллов, чтобы получить оценку без сдачи экзамена.
Студенты, не имеющие технической возможности сдавать экзамен с прокторингом, пишут заявление о переносе экзамена на осень. Но всем нам стоит учитывать, что онлайн, хотя бы частично, останется в нашей жизни навсегда. Все участники образовательного процесса поняли, что обучение с помощью технологий возможно и эффективно. Проведение экзамена с помощью технологий позволяет оптимизировать проверку и отслеживать статистику. Поэтому я уверена, что экзамены в онлайн, в том числе с применением прокторинга, будут проводиться в ШИЯ и в будущем".

Кто консультирует студентов и преподавателей, сдающих/принимающих экзамены с прокторингом?

Важную задачу подготовки и консультирования студентов и преподавателей решает учебный офис образовательной программы ИЯиМКК. По словам менеджера учебного офиса Елены Алексеевны Кочетковой, асинхронный прокторинг, безусловно, требует большой подготовки, но оптимален для Школы: "Студенты не будут находиться под пристальным взглядом незнакомых людей, но в тоже время мы можем быть уверены, что мы сможем отследить факт списывания. Прокторы —сотрудники Школы иностранных языков будут не только основываться на предоставленных им видеозаписях, но и учитывать возможные бытовые ситуации. Таким образом, студенты могут не беспокоиться по поводу домашних животных на заднем фоне или случайно вошедших в комнату родственников".

При подготовке к сессии с прокторингом учебный офис создал отдельный раздел на сайте нашей образовательной программы, в котором была собрана вся актуальная информация и правила проведения экзаменов по каждой дисциплине. Отдельные информационные письма были разосланы на групповые почты с самыми важными ссылками, которые смогут помочь при прохождении экзамена с прокторингом. Сотрудники учебного офиса каждый день консультируют преподавателей, которые в летнюю сессию принимают экзамены с прокторингом.

Будет ли ШИЯ проводить экзамены с прокторингом для образовательных программ других подразделений?

О примере проведения экзамена с прокторингом для нескольких ОП рассказала руководитель Центра развития образовательных технологий (ЦРОТ) ШИЯ Ирина Николаевна Громовая. «Внутренний экзамен по английскому языку (ВЭ) пройдет в июне в письменной форме на платформе Moodle с асинхронным прокторингом. Планируемое количество участников - более 10 000 человек (52 ОП) с учетом филиалов. ВЭ проводится в течение четырех дней и включает в себя 11 потоков с учетом отдельного потока для студентов с ОВЗ.

Экзамен состоит из трех разделов, два из которых проверяются автоматически (чтение и аудирование). Раздел «письмо» (написание эссе) проверяется преподавателями вручную.

Организация прокторинга на ВЭ является одной  из основных задач ЦРОТ ШИЯ и преследует цели  верификации личности участников экзамена, обеспечения валидности результатов, поддержки академической честности студентов, подтверждения результатов экзамена.Важно, что  создана возможность сохранить запись экзамена и вернуться к ней позже, что позволяет испытывать  высокий уровень доверия к экзамену с прокторингом.

Просмотр видеозаписи проводится в течение пяти рабочих дней, в период проверки эссе студентов. Более 70 человек (преподаватели и сотрудники ШИЯ НИ ВШЭ и филиалов) будут обеспечивать прокторинг на ВЭ.

Безусловно, прокторинг может быть полезен не только для проведения экзаменов в бакалавриате и магистратуре. Как отмечает Е.А. Колесникова, это отличная возможность сдавать онлайн международные экзамены по иностранному языку. В настоящее время в России мало центров тестирования, а прокторинг позволит получать международные сертификаты в большем количестве городов.