• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Студент 4 курса бакалавриата "Истории" выпустил книгу

В сентябре 2020 года вышла книга «Чума и Российская империя. Борьба с эпидемиями в XVIII — первой трети XIX в.» студента 4-го курса бакалавриата образовательной программы «Истории» Сметанина Дениса. Он поделился с нами историей создания книги, чем она может быть интересна современному читателю и своими дальнейшими планами.
Книга "Чума и Российская империя. Борьба с эпидемиями в XVIII — первой трети XIX в."
Книга "Чума и Российская империя. Борьба с эпидемиями в XVIII — первой трети XIX в."
Сметанин Д.В.

«Чума и Российская империя…», чем был обусловлен выбор темы?

В первую очередь, тема книги очень актуальна, в связи с нынешней ситуацией в мире, вызванной коронавирусом.
Какими средствами защиты врачи и государственная власть рекомендовали пользоваться во время эпидемии чумы или холеры? А была ли самоизоляция жителей города 100, 200 или 300 лет назад?
Скорее всего, мое произведение поможет читателям ответить на эти вопросы и узнать, «как было тогда» и как действовала власть нашей страны в недалеком прошлом. 

Что подтолкнуло Вас начать работу над книгой?

Мысль о написании книги мне пришла, когда один из сотрудников издательства "Евразия" прислал мне сообщение с предложением об издании книги. Он заметил мой пост в Facebook, где я коротко рассказывал о небольшой статье для конференции про развитие карантинного законодательства России первой четверти XIX в., о его плюсах и минусах при тогдашней ситуации с эпидемиями чумы.
Его предложение очень вдохновило и воодушевило меня. Сама ситуация с принудительной изоляцией, системой цифровых пропусков и проведением времени дома позволила зародиться в моей голове вопросам: а как жители и власти России XVIII-XIX века боролись с эпидемиями чумы и холеры? Какие меры применялись? Какие средства дезинфекции они использовали? Были ли у них простые средства защиты в виде масок и перчаток? 
Все это стало жутко интересно, что и сподвигнуло меня на изучение данной темы. Также меня привлекла некоторая сложность в написании интересного и одновременно научного труда.

Расскажите об основной концепции книги?

Главная идея книги состоит в том, что законодательство Российской империи XVIII-XIX века эволюционировало в зависимости от масштабов прошедшей эпидемии, количество жертв и мер, которые показали себя наиболее эффективными. Помимо этого, я также постарался выявить два важных процесса, которые происходят во время и после пандемий в конкретном промежутке времени.
Первый – постепенная секуляризация знания о причинах появления болезней и механизмах ее распространения, а также о "научном" подходе к изучению заболеваний для более успешной борьбы с ними. Благодаря этому появляются трактаты, включающие описание симптомов болезни, механизмов борьбы с ними, правилах помещения людей в карантин и так далее.
Второй – начало «структурных реформ», так как проблему «эффективной» борьбы с эпидемиями невозможно было решить без финансирования врачебной сферы, создания образовательной инфраструктуры на местах, а также «просвещения» подданных империи. По этой причине при Екатерине II издается множество манифестов, объясняющих правила гигиены, важность «социальной дистанции» в тесных помещениях различных государственных учреждений, а также об ответственности, которую каждый человек несет перед императрицей.
Однако эти идеи, аккумулированные и частично реализованные в конце XVIII — начале XIX в., в итоге не приносят плодов.
В итоге, я прихожу к выводу, что половинчатая политика реформ не приводит к успеху в борьбе с эпидемиями. Примером этого служит первая эпидемия холеры в 1825-1830-е гг., которая буквально опустошила центральную часть России.

Поделитесь с нами Вашими дальнейшими планами?

Мои планы - обычные, как и всех студентов. Успешно окончить бакалавриат «Истории» и поступить в магистратуру, мне интересно направление «История современного мира». Помимо этого, я планирую получить рецензии от своих коллег-преподавателей на книгу, чтобы понять, какую ценность она имеет в содержательной части.
Другое мое желание и ближайший план - успешно организовать и провести II Всероссийскую научную студенческую конференцию «Микросюжеты в гуманитарных науках: малые истории о больших процессах» (прилагаю ссылку на группу Вконтакте, в которой будет обновляться информация не только о нашей конференции, но и о других: https://vk.com/fhscience).
И в завершении хотелось бы дать совет: если Вам делают «предложение, от которого тяжело отказаться» (написать книгу; сделать крутой Вышкинский проект) - не отказывайтесь. Возможно, такой шанс встретится еще не скоро.