«Театральная книга между прошлым и будущим»
В знаменитой Театральной библиотеке, которую сейчас все знают как Библиотеку по искусству, или РГБИ, прошла очередная научная конференция. В этот раз театроведы, архивариусы, библиографы, искусствоведы и филологи - люди разных профессий, но близких интересов - собрались на "Четырнадцатые Международные научные чтения: Театральная книга между прошлым и будущим".
Многие – в том числе и благодаря регулярным конференциям в РГБИ – хорошо знакомы. Как всегда, появились новые, в том числе совсем молодые, лица и возникла теплая домашняя атмосфера. Несмотря на зум.
В связи с литературной основой спектакля, который не обязательно ставится по пьесе, возникла проблема жанра – театральной инсценировки? сценической композиции? сценария? – и этот вопрос оказался центральным. Его поставила в своем докладе бессменный собиратель конференции, директор библиотеки Ада Колганова. А говорили о многом.
Об интересе современных турецких режиссеров к русской классике (Хураман Наврузова) и образе Германа в режиссерской трактовке Мейерхольда (Оксана Шлесберг); об эпосе "Идегей" на татарской сцене (Рауза Султанова) и особенностях сценического воплощения М.А.Булгакова (Виолетта Гудкова); о практически неизвестной комедии Г.Н. Оболдуева «Царица Неверя» (Ольга Тиховская) и о том, с каким интересом к языку А.Н. Островского А.Солженицын читал его пьесы (Павел Руднев); о судьбе трагедии Ф.Ф.Раскольникова «Робеспьер» в Эстонии в 1933 году (Татьяна Шор) и истории «Русалки» от Генслера до Даргомыжского. Говорили о разном – всего не перечислишь, но полюсом притяжения на этой конференции оказался Ф.М.Достоевский. Сценическим воплощениям его произведений было посвящено три доклада: «Русская сцена рубежа 19-20 веков на подступах к Достоевскому (Марина Светаева), «Идиот на сцене» (Раиса Островская), «Рефлексия на спектаклю Ю.П.Любимова «Преступление и наказание» в России и за рубежом». С последним выступила руководитель Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.
Высшую школу экономики на конференции представили еще двое ее коллег: Кирилл Зубков выступил с докладом «Драматическая цензура и сценические переработки романов в 1860-е годы: «разврат» и «приличие» в литературе и на сцене», Мария Белкина рассказала о том, как оказались переосмыслены биография и произведения польского писателя еврейского происхождения Бруно Шульца в постановке российского кинодраматурга и режиссера Геннадия Островского «Уроки персидского».
Двухдневная интереснейшая конференция закончилась – началась работа над сборником статей выступивших на ней докладчиков.
На YouTube канале РГБИ доступны записи конференции.
Абелюк Евгения Семеновна
Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Заведующий лабораторией
Белкина Мария Борисовна
Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Главный эксперт
Зубков Кирилл Юрьевич
Школа филологических наук: Доцент