Киноклуб «Ужасы на Басманной»: обсуждение хоррора «Иччи» совместно с режиссером фильма
В субботу, 18 марта, в рамках цикла кино-лекций «Ужасы на Басманной» состоялся показ и анализ отечественного хоррор-фильма «Иччи» (2020). Мероприятие провели руководитель клуба, доцент Школы философии и культурологии Никола Лечич и создатель фильма, режиссер Костас Марсаан. Студенты ВШЭ и гости из вне, составившие в общей сложности около 100 человек и полностью занявшие большую аудиторию А-401, получили уникальный шанс услышать от первого лица, каким образом был создан хоррор-фильм высочайшего уровня.
Никола Добривоевич Лечич, доцент Школы философии и культурологии:
«Иччи» — очень сложный и тонкий, но местами суровый фильм, который в оригинальной манере излагает якутскую мифологему о вездеприсущих существах называемых Иччи, охраняющих порядок мироздания в определенной местности. Иччи может быть отпугнут человеком, и его отсутствие превращает край в неприятную для человека местность, в которой он теряется и в которой действия человеческой жизни приобретают не только неблагоприятное, но и неподвластное рассудку направление.
Никола Лечич описал «Иччи» как лучший современный российский хоррор, который, в отличие от большинства представителей жанра в России, не копирует западные образцы, а ищет — и находит — совершенно оригинальный язык ужасов. Лектор представил фильм как участника диалога с одной из древнейших философских идей: концепцией всеобщей одушевленности. «Иччи» предлагает новую модель этой идеи, фундаментально отличную от того, что мы находим в классическом западном мышлении, которое было представлено через античных философов и Лейбница.
После просмотра состоялась длительная беседа с Костасом Марсааном. Режиссер ответил на огромное количество вопросов. Он рассказал о своем видении идеи всеобщей одушевленности, реализованном в фильме, о деталях съемочного процесса и своем понимании эксклюзивности хоррор-жанра, о якутской мифологии и якутском языке (который периодически звучит в фильме), о шаманизме и экстатических состояниях сознания, о реальных исторических событиях с которыми пересекается нарратив фильма, а также о деталях географии Восточной Сибири.
Эксклюзивно для наших студентов и гостей, Костас Марсаан объяснил как создал ключевое для кинокартины стихотворение, которое предстает в фильме в форме загадочной колыбельной, и которое поддерживает смысловую нагрузку вербальной части кино-конструкции. Но главным эксклюзивным высказыванием Костаса был его фильм — на встрече можно было увидеть исконно авторскую — режиссерскую — версию фильма, которая никогда раньше публично не показывалась.
Лечич Никола Добривоевич
Школа философии и культурологии: Доцент