Состоялась ежегодная конференция «Современные исследования культуры - 2017»
Широта формулировки общей темы связана с тем, что группировка докладов производится по итогам сбора тезисов, которые должен подготовить каждый из участников конференции. В этом году по итогам сбора заявок было организовано 7 секций: «Cinema studies: подходы к исследованию кино», «Прошлое в современной культуре», «Performance studies», «Исследования античной культуры», «Исследования современного искусства», «Orientalism». Для обсуждения докладов в каждой секции в качестве дискуссантов были приглашены как студенты из числа первокурсников, так и студенты старших курсов и выпускники образовательной программы «Культурология».
Кинематограф продолжает быть важным источником для исследования современной культуры. Доклады участников секции по киноисследованиям характеризовались не только интересом к различным аспектам существования кинематографа, но и большим разнообразием анализируемых произведений. Секцию открыл доклад Дарьи Борисовой, посвященный анализу особенностей визуального языка канадского режиссера Дэвида Кроненберга. На материале его фильма «Связанные насмерть» (1988), рассказывающего историю двух близнецов-гинекологов, Дарья рассмотрела интерпретацию телесности в рамках этого сюжета, а также коснулась символического значения таких аспектов фильма как пространство, цвет, одежда главных героев и используемые ими инструменты. В докладе Георгия Церковского также затрагивалась проблематика авторского кино. Обращаясь к последним работам отечественных режиссеров Алексея Мизгирева, Николая Хомерики, Бориса Хлебникова и других, чье творчество традиционно ассоциируется с авторским кино\артхаусом, докладчик попытался показать, как, обращаясь сегодня к жанровым и сериальным проектам, они определяют свое место в киноиндустрии. Ольга Вилкова рассматривала творчество одного из лидеров российского кино 1990-х – 2000-х Алексея Балабанова в связи с феноменом экранизации. На примере фильма «Река» Ольга проанализировала особенности режиссерского подхода к интерпретации романа писателя 19-ого века Вацлава Серошевского "Предел скорби" (сюжетная линия, трактовка взаимоотношений персонажей и т.д.), а также место фильма «Река» в творчестве Балабанова. Выход в более широкий культурный контекст, к анализу фильма как отражения процессов современности был осуществлен в докладе Марии Гавриловой, посвященном мюзиклу Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд». Обратившись к эволюции жанра мюзикла, Мария показала как изменения классического сюжета мюзикла, новые модели любовных отношений между персонажами соотносятся с процессом эмансипация женщин на рубеже 20-21 века. Последние два доклада секции были посвящены анализу анимационных фильмов. Аглая Герасимова рассказала о своем исследовании сатирических элементов в мультфильме «Adventure time». Несмотря на то, что сатира, по словам Аглаи, не является основной установкой мультфильма (в отличии, например, от мультсериала «Симпсоны»), все же именно с ее помощью в анимационном фильме показаны черты современного общества. Завершая выступления секции cinema studies, Ирина Терехова рассказала о репрезентации образов злаа в мультфильме «На чердаке или у кого сегодня день рождения» чешского аниматора Иржи Барта. Ирина провела анализ операторской работы и визуальных образов, с помощью которых режиссер делал отсылки к истории Чехословакии, а также поместила работу Иржи Барта в более широкий кинематографический контекст через сопоставление с творчеством других режиссеров- аниматоров - Иржи Трынки, Юрия Норштейна и Яна Шванкмайера, которые оказали влияние на творчество чешского аниматора. Дискуссантами было положительно отмечено использование интересного и разнообразного материала в рамках секции: это, по словам участвовавшего в обсуждении докладов Яна Левченко, и «банальный «Ла-Ла Ленд», и «маргинальный» чешский аниматор, и «мейнстримный» Кроненберг. Намечая перспективы дальнейшего развития заявленных тем, дискуссанты еще раз подчеркнули, что важным остается то, каким образом мы смотрим и воспринимаем фильмы.
Следующая секция конференции была посвящена различным формам актуализации прошлого в современной культуре. Доклад Ульяны Гуровой, посвященный репрезентации истории в кинематографе стал своего рода мостиком между первой и второй секцией. На примере фильма "Гладиатор" Ульяна выявила такие особенности представления истории в голливудских исторических блокбастерах, как акцент на эмоциональное восприятие; "закрытость" концовки; оживление прошлого и представление истории как линейного процесса. В докладе обсуждались также, с одной стороны, значение актуализации проблем современности, а, с другой, отношение к исторической достоверности, которое обычно волнует критически настроенного зрителя. Ольга Горбачук выбрала темой своего исследования так называемые сталинские высотки. На основании анализа откликов архитектурных экспертов и проведенного ею мини-опроса ею было показана полемика, существующая по поводу исторического и культурного значения этих сооружений. При этом доминирующим все-таки является мнение о том, что высотные здания играют важную роль в формировании архитектурного облика Москвы. Анастасия Бабкина затронула в своем выступлении такой актуальный сегодня сюжет как судьба акции "Бессмертный полк", возникшей как оппозиция официальной линии праздника юбилеев Второй мировой войны, а также участившихся конфликтов в отношении трактовки событий военного времени. Адресуясь к личной памяти каждого, "Бессмертный полк" находит отклик в сердцах людей именно ввиду предоставляемой возможности им непосредственно принять участие в празднике и вспомнить подвиг предков. А чувство общности, братства, делает эту акцию поистине целым событием. Вместе с тем, как было показано в докладе, "Бессмертный полк" и прочие протестные акции, уже политического характера - явления одного плана. В заключение были предложены прогнозы о дальнейшей судьбе этой акции.
Доклады секции "Perfomance Studies" были посвящены театру и явлениям, входящим в его сферу, о его эволюции в современную эпоху, когда все сферы искусства претерпевают глобальные изменяются. В центре обсуждения оказалась тема соотношения реальности и того мира, который создаёт театр, размывания границы между этими двумя мирами. Секцию открыла Ирина Прус с докладом, посвященном спектаклю Театра. doc «Кантград». Она рассказала о достаточно молодом явлении в театре, документальном спектакле, - о том, на основе чего и как он создается, каково отношение к собственно документу и каковы его функции в театральной коммуникации. Следом за ней Мария Четверикова прочла доклад, посвященный интерпретации произведений А. С. Пушкина в работах российского режиссера и театрального педагога Олег Кудряшова. В то время, как в театроведческой рефлексии существует традиция восприятия пушкинских текстов как "несценичных", Олег Кудряшов стремится в своих работах вскрыть потенциал этих произведений для создания театрального зрелища. Елизавета Мецлер проанализировала своем докладе жанр монодрамы и то, как он определяется в спектаклях Евгения Гришковца. В центре этих спектаклей - всегда один главный герой, в чертах характера и мнениях, которого зрители не только видят точку зрения режиссера, но также с легкостью узнают себя. Последний в секции доклад Марии Яворской уже намного глубже затрагивал проблему зрителя. В нем было рассказано о феномене иммерсивного театра, который связан с тотальным погружения зрителя "в мир спектакля". В творчестве театра "Punchdrunk" это погружение достигало своего максимума, что уже становится новой обыденной практикой в театре, а не исключительным явлением. Дискуссанты отмечали общность проблематики секции, говорили о границах мира вымышленного и реального как на сцене, так и вообще в театре, также предлагали пути развития поднятых в докладах тем. Были высказаны конкретные замечания к работам, возникали конкретные вопросы о предпочтении выбора тем или относящиеся к их терминологии и проблематике.
Второй день работы конференции открылся секцией, посвященной исследованиям античной культуры. Считается, что обращение к этой тематике в Школе культурологии требует огромной смелости и искреннего интереса, и, несомненно, трем докладчикам, Елене Долговых, Анне Синельниковой и Анне Щетвиной, было не занимать ни того, ни другого. Неоспоримый факт - изучение античности дает отправную точку для понимания процесса формирования западноевропейской культуры. Так, представления о заупокойном культе в Древнем Египте и Древней Греции говорят не только о том, как человек античности воспринимает смерть и жизнь, но и отражают важный пласт сознания, повлиявшего на всю последующую культуру. В докладе Елены Долговых был предложен детальный разбор мало освященного в русской научной литературе вопроса - представлений о загробном суде у древних египтян (локализация суда, судейский состав, особенности процесса). Доклад Анны Синельниковой был связан с хронологически более поздним этапом. В нем была предпринята попытка совершенно по-новому взглянуть на значение воды в заупокойном культе в Древней Греции. Смелость этой попытки, основанной на использовании широкого спектра материалов (надгробные рельефы, изображения на керамике, тексты античных авторов), и, вместе с тем, ее неоднозначность были неоднократно подчеркнуты дискуссантами. Завершающим штрихом стала презентация исследования Анны Щетвиной, посвященного пониманию телесности в утопии Ямбула. В центре ее внимания оказались особенности восприятия тела, процессов его функционирования и отношении между телом и социальным пространством в нарисованной античным автором картине утопического общества. Характеризуя эту картину, Анна пыталась раскрыть ее связь с более поздними утопиями и, в частности, с утопической мыслью ХХ века. Вопросы, поднятые в дискуссии по докладам, в первую очередь касались правомерности исследовательских интерпретаций, сложности работы с источниками (конкретно отмечался случай с дефицитом таковых и противоположная ситуация - чрезмерно большое их количество, в связи с чем вставал вопрос обоснованности их выборки), а также «белых пятен» исследований античности и их возможных решений.
Секция "Исследования современного искусства" была посвящена обсуждению различных концепций современного искусства и их влиянием на культурный контекст. Доклады участников затронули те культурные явления, которые формируют представления современного зрителя об искусстве и моделируют отношение к нему. Доклад Артура Князева был посвящен концепции метамодернизма и осветить споры, рождающиеся вокруг этого нового понятия. Концепция метамодернизма претендует на то, чтобы описать новый тип человеческого мировосприятия, формирующийся как оппозиция постмодернизму. Широкое поле дискуссий, развернувшееся вокруг этого понятия, позволяет говорить о живом интересе исследователей к изменениям не только в сфере искусства, но и в человеческом мышлении как таковом. В докладе Ксении Чистяковой была предприята попытка рассмртреть феминистское искусство XXI в. на примере творчества панк-рок группы "Pussy Riot". Рассказав о происхождении феминистского акционизма, Ксения выделила основные особенности, благодаря которым Pussy Riot стали предметом споров и обсуждений - их деятельность остросоциальна и выходит далеко за рамки музеев. В России такое искусство сталкивается со многими проблемами. Перформанс другого плана обсуждался в заключительном сообщении Софьи Казарновской. В нем она рассказала о художественных практиках архитектора Николая Полисского, который поселился в деревне Николо-Ленивец и создаёт художественные произведения в сотрудничестве с местными жителями. Подводя итоги секции, приглашенные дискуссанты отметили, что представленные в докладах кейсы служат хорошей почвой для обсуждения различий между современным и классическим искусством и требуют дальнейших исследований.
Шестая секция конференции включала в себя доклады, посвященная проблематике медиа, отразила значение интернет-среды в современной системе коммуникаций. Секцию открыл доклад Александра Аникушина, в котором была предпринята попытка рассмотреть некоторые фундаментальные аспекты влияния интернета на информационную культуру современного общества, такие, как «твиттеризация медиа» и «смерть текста в интернете». В докладе было показано, как на замену традиционным жанрам журналистики пришли инфографика и мультимедийный лонгрид. Выступление Марии Кнышевой было посвящено вопросу о бытовании известных художественных образов в рекламе. Адресуясь к многочисленным примерам использования образа Моны Лизы Леонардо да Винчи Мария показала, что неоспоримая известность этого образа (- даже при незначительном изменении в целях подстраивания под рекламируемый продукт) играет на руку рекламщикам и захватывает внимание потребителей. Вместе с этим, реклама активно играет с этим образом, заимствуя приемы современного искусства. Екатерина Дрейлинг представила доклад, посвященный движению Body Positive как форме современного интернет- феминизма. Проанализировав несколько интернет-пабликов, она описала идеологию этого движения и принципы коммуникации между участниками этих сообществ. Завершило секцию выступление Альбины Заверткиной, в котором она рассмотрела отзывы девяти российских интернет-сайтов на довольно популярный сериал Паоло Соррентино «Молодой папа». Их анализ рецепции сериала позволяет обнаружить специфику рецепции сериала российской аудиторией и выявить некоторое количество неожиданных акцентов. Несмотря на религиозную провокативность сюжета, очевидную для католического мира, российские зрители больше заинтересовались образом главного героя и особенностями авторского стиля режиссера. В откликах дискуссантов были обозначены возможные направления для продолжения исследований. Были высказаны советы чётче формулировать проблему и максимально сужать область исследования для более качественного изучения. В целом дискуссанты хорошо оценили первый исследовательский опыт докладчиков, которые рассказывали о том, что их действительно интересует, отчего секция получилась очень атмосферной и живой.
Финальная секция конференции была посвящена проблематике ориентализма. У этого понятия есть два значения: изучение Востока и его культуры и наличие ориентального, восточного оттенка в определенной культурной традиции – именно в контексте второго значения были представлены доклады секции. В условиях глобализации и неоднозначной политической обстановки в отношениях с Востоком, ориентализм является актуальной темой с огромным, зачастую мало изученным пластом материала. Доклад Оксаны Игошиной был посвящен репрезентации ближневосточного региона в музыке британца Брина Джонса, выступающего под псевдонимом Muslimgauze. С помощью своей музыки Брин Джонс стремится занять роль «трикстера», который станет проводником для диалога между двумя разнородными культурными формами. Использование политически-провокативного материала (записи выступлений политических лидеров, отсылки к ближневосточным военным конфликты) позволяет Брину Джонсу работать на стыке западного и восточного мира, реализуя идею встречи с культурным «Другим». «Пограничность этого проекта стала предметом дискуссии по докладу, в которой прозвучали вопросы об образе Востока, создаваемом музыкантом, никогда на Востоке не бывавшем, и степени диалогичности или, наоборот, агрессивности создаваемых им композиций, об их способности их помогать устранению противоречий между культурами. Доклад Мадины Калашниковой посвящен молодежной субкультуре корейского популярного танца (K-pop coverdance), набирающей популярность в нашей стране. Среди причин популярности движения К-рор в ходе исследования были выделены следующие: фан-база в виде поклонников японской культуры, подхватившая корейскую волну; особая система «производства» К-рор индустрии, благоприятная почва для развития coverdance на базе фестивалей восточной культуры. Предметом дискуссии как в докладе, так и после него стал вопрос об отношении движения K-pop к молодежным культурам и культуры соучастия.
Подводя итоги конференции, хотелось бы отметить что большинство докладов конференции вызвали заинтересованную реакцию аудитории и стали предметом интенсивного обсуждения. Хочется надеяться, что и участники, и слушатели получили хороший импульс для дальнейшей исследовательской работы.
С программой конференции можно ознакомиться здесь: Программа конференции
Отчет о конференции подготовлен:
Альбина Заверткина, Полина Дюран, Аглая Герасимова,
Ирина Прус, Елизавета Данилова,
Мария Четверикова, Агриппина Касимова
при участии Бориса Степанова
Степанов Борис Евгеньевич