Лекция Степана Родина «Традиционный японский дом»
Особенности традиционной японской архитектуры обусловлены влиянием множества факторов. В первую очередь, это климатические и природные условия на Японском архипелаге. Влажный климат с обилием осадков заставлял человека обустраивать жилище таким образом, чтобы защищаться от чересчур жаркого лета и суровых зимних холодов. Благодаря доступности и относительной простоте обработки и ремонта в случае необходимости, основным строительным материалом служила древесина (сосна, кипарисовик, дзельква). Чтобы уберечь древесину от сырости и гниения в условиях влажного климата, постройки приподнимались над землей на опорных столбах. Высокая сейсмоактивность не стимулировала попыток развития каменного строительства (этот материал использовался лишь при постройке самурайских замков (城) в отдельные исторические периоды) – деревянные строения требовали меньших трудозатрат при восстановлении после ущерба, нанесенного природными катаклизмами. Отсутствие закрепленного фундамента (опорные столбы построек ставились на камни, зарытые в землю, как на подставку) при сильном землетрясении позволяло избежать серьезного ущерба, вызванного вибрацией – дом лишь «подпрыгивал» на опорах и вставал на место. В целях придания все той же гибкости и легкости, постройки были лишены массивных несущих стен, сплошных внутренних перегородок и металлических креплений – отдельные конструктивные элементы соединялись через систему пазов, а перекрытия кровли, фиксировавшие опорные столбы, связывались плотной веревкой.
Если природно-климатический фактор стоит признать в качестве постоянного, то влияние социо-политической обстановки, доминирующих в отдельные периоды религиозных и эстетических представлений в силу их изменчивости приводило к эволюции базовых форм жилища.
Религиозный фактор в гражданской архитектуре наиболее отчетливо заметен при анализе представлений о свойствах пространства и их связи с божествами. С древности в Японии распространяются китайские в своем изводе геомантические представления о божествах-охранителях четырех направлений («четыре божества», 四神), за каждым из которых закреплена определенная сторона света и тип ландшафта: восток – лазурный дракон (сэйрю:, 青龍) – река; запад – белый тигр (бякко, 白虎) – дорога; север – гэмпу (мифологическое существо, имеющее туловище черепахи и шею и хвост змеи, 玄武) – горы; юг – красный феникс (судзаку, 朱雀). Их изображения встречаются уже на стенах погребальных камер древних японских гробниц. Чтобы постройка была идеально защищена от вредоносного воздействия этими божествами, она должна располагаться в подходящем месте, где в правильной географической ориентации представлены все четыре типа ландшафта. По такому принципу выбирали как место постройки древних японских столиц – Нара и Хэйан – так и места для разбивки усадеб аристократов. Все элементы архитектурного ансамбля в стиле синдэн дзукури (寝殿造, «стиль спального павильона», «спально-дворцовый стиль»), считающегося первым собственно японским архитектурным стилем (возникает в период Хэйан 平安, 794-1185), также располагались в соответствии с представлениями о «предпочтениях» божеств. И в более позднее время постройка даже сельской хижины иной раз не обходилась без услуг геоманта или специалиста по общению с синтоистскими божествами-ками (神).
Политические изменения влияли и на облик построек. С приходом к власти самурайского сословия в конце XII века аристократический стиль синдэн дзукури начинает меняться, приспосабливаясь к нуждам служилых людей. Так появляется сперва букэ дзукури (武家造), «стиль военных домов», затем (ок. XV в.) эволюционировавший в стиль сёин дзукури (書院造, «стиль кабинета ученого», «кабинетный стиль»). От аристократических усадеб древности и раннего средневековья их отличало наличие сторожевых башен, помещений для воинов и некоторых других функциональных пространств, важных для жизни воина, а также несколько иная ориентация в пространстве. Для стиля синдэн дзукури обязательно наличие пруда к югу от выхода из главного павильона усадьбы. В самурайских усадьбах под пруд и сад отводилась юго-западная часть. Общими для всех стилей были: соединение важных элементов архитектурного ансамбля крытыми галереями и переходами, иерархическая соподчиненность построек (наиболее значимые помещения располагались в самой труднодоступной части, удаленной от главного входа на территорию), асимметричность расположения зданий. Асимметричность разметки пространства часто указывают в качестве одной из важнейших особенностей японской архитектуры и приписывают ее появление воздействию эстетических принципов.
Среди элементов интерьера построек в стиле сёин дзукури начинают регулярно использоваться все те вещи, которые на стереотипическом уровне до сих пор служат для большинства людей, имеющих некоторое знакомство с японской культурой, главными атрибутами любого японского дома, и во многом это справедливо. Ниша токонома (床の間), внутренние подвижные перегородки фусума (襖), внешние перегородки сёдзи (障子), встроенные в пол или стены шкафы осиирэ (押入れ), дзасики (座敷) – помещения, пол в которых был покрыт матами татами (畳), и многое из того, что поначалу встречалось лишь в усадьбах знатных самураев, в период Эдо (江戸時代, 1603–1867) получает распространение в простых городских и сельских домах, именуемых минка (民家).
Особенности народного жилья отличались в зависимости от региона, но, как правило, все внутреннее пространство таких домов делилось на три функциональные части, находившиеся под одной крышей: дома (土間) – помещение с земляным полом, где располагался очаг и хранилась утварь; хирома (広間) – «гостиная» дощатым полом и «камином» ирори (囲炉裏); дзасики (座敷) – жилое полифункциональное пространство с полом, покрытым матами татами. Находиться в обуви дозволялось только в дома, при переходе в хирома обувь оставляли на порожке.
В Японии существуют музеи минка под открытым небом. Волонтеры, облачаясь в одежду периода Эдо, демонстрируют, как жилось в таких домах 200 лет назад. Помимо сугубо научной и эстетической функции, изучение традиционного японского дома, принципов организации внутреннего и внешнего пространства имеет и некоторую прагматическую значимость, связанную с востребованностью японских дизайнерских решений во всем мире. Ещё миссионеры, прибывшие в Японию в XVI веке, удивлялись внешней простоте и внутренней «пустоте» жилых помещений – массивные предметы мебели отсутствовали, как и постоянные перегородки между комнатами, что позволяет моделировать пространство исходя из текущих потребностей. В глобальном мире, отказывающемся от монументальности, постоянства и тяжеловесности интерьера (например, падение спроса на те же бумажные книги часто связывают с необходимостью отводить под них значительное место в доме) к трансформируемости и мобильности японский опыт и традиционная культура приобретают особый интерес.
О других лекциях цикла «Люди Востока в их материальной и духовной культуре»