Итоги года
О значительных событиях из мира науки и образования
Хорошо это или плохо, но главным событием и в этом мире тоже стала пандемия. Она привела к крушению многих планов и к широкому распространению новых практик. С одной стороны, пришлось отменить как наши собственные конференции, так и поездки сотрудников факультета для участия в конференциях чужих. С другой же, выяснилось, что для организации дистанционных академических встреч никаких особых препятствий нет – не только технических, но даже психологических. Провести обмен мнениями между коллегами из разных регионов и стран стало удивительно просто и дёшево. Правда, роскоши личностного общения такой обмен, конечно, не заменяет. К тому же, как известно людям бывалым, беседы в кулуарах конференции могут быть едва ли не содержательнее её официальной программы.
В деле образования – то же самое: преподаватели и студенты более или менее научились понимать друг друга сквозь экраны компьютеров – и это сильно расширило наши возможности. Но вместе с тем у живого общения остались свои преимущества, которые вряд ли удастся компенсировать, даже если мы все повсеместно перейдем когда-нибудь на новые технологии, подобные фантастическому гуглевскому Project Starline. Кстати, техническая фантастика имеет обыкновение рано или поздно осуществляться: ведь и нынешние методы дистанционного обучения неплохо описаны, помнится, в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», изданном еще в 1953 году. Правда, то была антиутопия...
О некоторых направлениях и результатах работы факультета
На ФГН собрались уникальные специалисты, представляющие без всякого преувеличения десятки направлений современного гуманитарного знания. Я бы поэтому не рискнул различать между направлениями «главными» и «не такими главными». К тому же даже описание некоторых из них потребует дополнительных знаний и развернутых комментариев. Вот попробуйте сами определить, какое из двух направлений «главнее» и перспективнее. В Школе лингвистики в этом году всерьез взялись за изучение шугнанского языка, а сотрудники ИКВИА готовят к изданию уже третий том «Корпуса сокотрийского фольклора». Эти два примера взяты хотя бы из более или менее близких дисциплинарных областей, но ведь на нашем факультете работают и искусствоведы, и философы, и археологи, и историки, и театроведы, и культурологи… (Оборву перечисление выразительным многоточием). Как раз в нашем случае сейчас уместнее переключиться на оценку по экспертным рейтингам. В первую очередь благодаря нам Вышка за прошедший год поднялась со 145-го места на 113-е в области Arts and Humanities по версии QS. По «философии» ВШЭ впервые преодолела рубеж первой сотни, войдя в топ 51-100, причём своё место в топ 100 сохранила «история», а «лингвистика» и «филология» – среди лучших в группе 101-150. Если вспомнить, что на этих уровнях конкуренция между университетами в мире чрезвычайно велика, даже удержание заработанных позиций требует ежечасных усилий.
Уверен, что в повышении нашего академического престижа поможет кристаллизация на факультете новых научных центров. За последний год мы получили (в жесткой конкуренции) возможность создать две новых научно-учебных лаборатории: по социогуманитарным исследованиям Севера и Арктики и по исследованиям советской архитектуры и изобразительного искусства. При этом НУЛ социогуманитарных исследований Севера и Арктики стал частью НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», в который, кстати, вошла и группа историков. ИГИТИ создал вместе с Центром «Человек, природа, технологии» Тюменского государственного университета зеркальную лабораторию для работы над проектом «Поздне/Пост советское: ценности, практики, акторы». Поскольку ФГН в числе признанных лидеров по изучению советского прошлого, не удивляет, что именно наши коллеги получили гранты РФФИ под проекты по историческому наследию в позднем СССР и советскому социотехническому воображению. Однако никак не меньше радует как поддержка тем же фондом историко-филологического комментирования Ветхого Завета, так и грант РНФ для исследования идей вечности и времени в античности и не только...
Не буду пытаться перечислить вышедшие монографии, тем более сборники и статьи – опасаюсь за их изобилием пропустить какие-либо существенные и тем самым обидеть авторов. Мы публикуем действительно много, хотя надо бы и еще больше – не снижая качества, естественно. Как раз сейчас на моем рабочем столе – монография Алексея Плешкова про «Истоки философии времени» у древнегреческих поэтов и трагиков, философов-досократиков, а главное, Платона. Напротив, вряд ли я когда-либо соберусь читать девятитомный «Этимологический словарь аккадского языка», первый том которого вышел в издательстве De Gruyter под редакцией двух немецких специалистов и профессора ИКВИА Леонида Когана, к тому же и при участии другого коллеги из ИКВИА – Рима Нуруллина. Каждому, однако, понятно, что этот словарь станет одним из таких фундаментальных справочников, на которых держатся целые дисциплины. Совсем в ином ключе выдержан онлайн-ресурс «Осип Мандельштам Digital», запущенный Центром цифровых гуманитарных исследований ФГН вместе с нашим Мандельштамовским центром, но и он обещает стать незаменимым инструментом для исследователей. Здесь собираются не только произведения поэта, с различными их вариантами и перечислениями изданий, но также сканы его рукописей и библиография работ о нем.
О партнёрах и друзьях факультета
Круг наших партнёров и друзей всегда был очень широк – новейшая волна всеобщей дигитализации не могла совершить здесь революции. Однако, конечно, онлайн-формат позволил, как я уже говорил, свободнее привлекать на наши конференции и семинары коллег издалека – притом не только из зарубежья, но и из российских городов и весей. Я сейчас не только про докладчиков, но и про слушателей. Ведь раньше участники таких встреч почти все были из Москвы. Теперь же аудитория наших семинаров выросла на десятки заинтересованных слушателей – кто-то из Бирюлева, а кто-то и из Хабаровска. Еще важнее мне представляется открывшаяся возможность приглашать зарубежных преподавателей, не покидая дома, читать у нас целые курсы, руководить написанием работ, оппонировать на защитах. В ВШЭ разработали инструментарий специально под эту цель, причем под неё были выделены немалые средства. Именно на нашем факультете новые инструменты привлечения зарубежных коллег и были опробованы раньше и щедрее всего, за что мы очень признательны руководству. Поэтому в прошедшем году список наших партнёров и друзей прирастал не столько университетами и институтами, сколько отдельными коллегами, с которыми мы налаживали прямые связи независимо от наличия или отсутствия у ВШЭ рамочных договоров о сотрудничестве с их работодателями. Впрочем, и на институциональном уровне мы контакты успешно налаживали – например, с Центром «Человек, природа, технологии» Тюменского государственного университета, с одной стороны, или же с Центром общего языкознания имени Лейбница в Берлине, с другой.
Какие дискуссии, обсуждения, споры волновали сотрудников и студентов?
Разумеется, опять-таки пандемия и всё, что с ней связано: карантины, вакцинации, большие и малые коварства Zoom'а, MS Teams'а, Интернета и иже с ними, включая соседей сверху, считающих своим долгом сверлить стены перфоратором как раз во время наших лекций, а также электрический щиток в собственной квартире, предательски вышибающий пробки точнехонько в середине экзамена.
Самая тяжелая тема – это наши трагические потери – как от ковида, так и от других причин. Очень хочется пожелать всем сотрудникам факультета летом, наконец, как следует отдохнуть, потому что затрат здоровья, прежде всего нервов, было за прошедший год у нас всех больше, чем за несколько «мирных» лет кряду. Не могу сказать, что на этом фоне добавило энтузиазма сорвавшее планы многих решение об отмене самого массового конкурса РФФИ или же принятие новейших поправок в «Закон об образовании». Последние никак не могли пройти мимо нашего внимания, поскольку к просвещению мы имеем отношение самое прямое. Так что я желаю всем коллегам по ФГН дочитать последние в этом году лекции, завершить последние семинары, простоять сессию и всецело погрузиться в приятные обсуждения с семьями и друзьями различных вариантов проведения летнего отпуска – одни других привлекательнее.