• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Метаморфозис» – это эксперимент, это променад по культурам и интеллектуальным традициям

В интервью с ординарным профессором НИУ ВШЭ, профессором-исследователем Школы философии и культурологии Татьяной Юрьевной Сидориной мы поговорили о том, как зарождалась идея журнала молодых ученых с учебной практики и экспериментальной площадки, и как сейчас он постепенно вписывается в сферу научных и гуманитарных исследований.

«Метаморфозис» – это эксперимент, это променад по культурам и интеллектуальным традициям

Сидорина Татьяна Юрьевна

Школа философии и культурологии: Профессор-исследователь

Татьяна Юрьевна, расскажите, как и когда появилась идея создания журнала молодых исследователей?

- Важно сказать, что это была студенческая инициатива. Идея появилась весной 2016 года, когда я предложила своим студентам подумать над исследовательскими проектами, которые были бы им интересны. И тогда один из студентов (теперь уже, конечно, выпускник) Алексей Натальский сказал, что давно мечтал организовать журнал. И я согласилась.

Почему Вы согласились на реализацию этого проекта? Был ли у Вас уже такой опыт?

- Более 10 лет я была заместителем главного редактора журнала «Мир России», руководителем и основателем которого был выдающийся социолог, ординарный профессор Высшей школы экономики Овсей Шкаратан. Это один из лучших социологических журналов в нашей стране. Сейчас «Мир России» входит в семью журналов Высшей школы экономики. Так что у меня был опыт работы в научном журнале. Поэтому мне было не сложно понять, что хотят студенты, и не сложно было помочь им в этом начинании.

И все же, возвращаясь к названию, почему «Метаморфозис»?

- За эти 6 лет журнал пережил сам по себе различные метаморфозы*. Научный журнал — это живой организм, когда конкретно этим занимаешься, то видишь какое это изменчивое и развивающееся предприятие, которое отражает суть своего названия.

 


*МЕТАМОРФОЗА (от греч. превращение) - в философии и культуре превращение одних вещей, процессов, явлений в другие. Метаморфоза предполагает изменение в форме, виде и/или субстанции объекта, но включает в себя также и постоянство, поскольку превращающийся объект не исчезает, а переходит в другую форму.


 

И как я уже сказала, мы сами находимся в постоянном изменении. Если мы начинали с некоторых студенческих сочинений и эссе, то сейчас мы публикуем статьи по стандартам научных журналов. «Метаморфозис» сейчас уже входит в национальную библиографическую базу данных научного цитирования РИНЦ. Так что наши публикации принимаются для портфолио и рассматриваются в качестве научных публикаций при поступлении в магистратуру и аспирантуру.

Есть ли какие-то ключевые темы и направления журнала?

- Этот вопрос, конечно, очень интересный, поскольку для гуманитарного журнала спектр тем и направлений представляется безграничным.

Поскольку мы сразу же задались целью публиковать тематические номера, то начинали с тематики, которая была представлена набором учебных курсов, в рамках которых мы могли рассчитывать на работы, собрать которые нам могли помочь преподаватели. Учитывая, что первые годы нам представлялось практически недостижимым собирать статьи объемом 1-2 авторских листа, чтобы вписаться в нормативы, принятые для научных публикаций.

В процессе редакция постепенно разрасталась. И если начинали мы с союза философы-филологи-историки, то в итоге у нас работали уже и культурологи, и искусствоведы, и социологи, и студенты факультета Медиакоммуникаций. Тем самым тематическое многообразие значительно расширилось. Здесь были вопросы русской и зарубежной истории, литературы, культурологическая тематика, политическая философия, искусство, кино, наука, теория и эксперимент. 

Сейчас мы все еще не полностью свободны в выборе темы номера и в заказе тематических статей. Хотя наш журнал привлекает авторов, и в этом году у нас уже подготовлено три номера, и собран портфель первого осеннего номера. Мы зависим от тематики доступных нам проектов, а также ориентируемся на текущие конференции, где мы также можем договариваться с потенциальными авторами о статьях.

Как правило, один номер в году мы посвящаем российской тематике, русская философия, история, литература – очень благодарные темы, и нам есть кого печатать. Мы также стараемся выделить блок статей, касающихся социальной природы техники, технической перспективы и социальным последствиям технического развития. А тема культуры – это одна из сквозных наших тем.

В прошлом году мы получили специальный запрос на номер. Доцент Школы философии и культурологии Дарья Николаевна Дроздова предложила организовать специальный номер по результатам конференции, посвященной философии Бенедикта Спинозы. Эти статьи составили центральный блок номера, а также мы добавили блок статей студентов Школы лингвистики, с которыми занимался выпускник нашей Школы, а ныне ее преподаватель Илья Павлов. Центральным для этого блока стала тема взаимосвязи философии и лингвистики.

Расскажите про авторов. Кто пишет статьи?

— Студенты выпускного курса бакалавриата и магистратуры, то есть люди, работающие или уже написавшие ВКР. А также стажеры-исследователи Научных лабораторий, участники Научных исследовательских семинаров, аспиранты, активно работающие над определенной научной проблемой.

В течение нескольких лет мы пытаемся работать с призерами Конкурса научно-исследовательских работ студентов. И вот в этом году у нас сложилась наконец ситуация, что призеры конкурса НИРС поощрены возможностью опубликоваться в нашем журнале.

Хотелось отметить очень интересное оформление обложки - у каждого номера она всегда разная...

- Да, у нас содержательное, концептуальное оформление - там очень большой интеллектуальный контекст. Последние два года оформлением занималась выпускница нашей Школы Елена Ашурова.

Во многом нам помогают студенты филологи. Они занимаются корректурой, литературным редактированием и версткой. Вообще у нас очень профессионально подготовленная редакция.

Татьяна Юрьевна, что бы Вы хотели сказать нашим читателям напоследок?

- Я бы хотела закончить нашу беседу обращением к читателю, которым мы начинаем третий номер этого года.

«Метаморфозис» – это эксперимент, это променад по культурам и интеллектуальным традициям, это постоянный поиск смыслов.

Журнал не стоит на месте, а расширяет свои горизонты ради своих читателей и авторов. Данный выпуск не похож на другие – в нем сошлись литература и музыка, размышления Иоганна Вольфганга фон Гёте, воплощение идей его великой драмы в европейской и русской музыке, «Закат Европы» Освальда Шпенглера, увидевшего «в "судьбе Фауста – судьбу европейской культуры".

Добро пожаловать на страницы нового номера журнала «Метаморфозис» и приятного чтения!