• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

«Четыре дня непрерывного интеллектуального наслаждения»

II Московско-Тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям (Texts. Nets. Maps — 2017) глазами участников, преподавателей, бабочки-бунтаря и человека с фотоаппаратом.

«Четыре дня непрерывного интеллектуального наслаждения»

Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ совместно с Тартуским университетом и школой лингвистики НИУ ВШЭ провел вторую Московско-Тартускую школу по цифровым гуманитарным исследованиям. В этом году школа переехала в Вороново и расширилась как по числу участников (их было более 50, а всего заявок — свыше 200), так и по междисциплинарному охвату (хочется даже сказать — поперекдисциплинарному). На школе учили и учились лингвисты и программисты, историки и географы, экономисты и социологи, антропологи и урбанисты, культурологи и литературоведы… а также одна огромная бабочка-бунтарь, которая ради школы отказалась уходить в положенную спячку. Впрочем, остальным участникам тоже пришлось жертвовать сном ради науки.

Школа длилась четыре дня, основу программы составляли тьюториалы, они же мастерские. Каждый тьюториал занимался своей темой в режиме полухакатона-полусеминара с ночными «закодами», когда учеба и практика перетекают друг в друга. 

Так,

  • группа «Стилеметрия русской прозы» сначала осваивала достижения и инструменты современной компьютерной стилистики, а затем проводила собственные эксперименты по статистическому определению авторства и сопоставлению авторских стилей русских ­писателей XIX века;
  • команда «Электронного атласа депортаций» (ведущий тьюториала — координатор Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Софья Гаврилова) изучала практику построения геоинформационных систем, а затем создала свои электронные карты насильственных переселений в СССР, отображающие статистику и динамику депортаций;
  • группа исследователей «толстых» литературных журналов советского периода (проект Digital Approaches to the Study of Thick Journals under Late Socialism во главе с принстонским исследователем Филиппом Глейснером) освоила инструменты сетевого анализа и построила граф связей журналов и их авторов;
  • участники проекта «Грамматика мотива» под руководством доцента школы лингвистики НИУ ВШЭ Бориса Орехова изучили современные инструменты извлечения информациии из текста при помощи контекстно-свободных грамматик, а затем попытались автоматически выделить мотивы (т.е. минимальные элементы сюжета) в художественных текстах.

(полный список с описанием всех восьми тьюториалов доступен здесь, видеозаписи итоговых выступлений выкладываются сюда)

Команда проекта Digital Approaches to the Study of Thick Journals under Late Socialism во главе с Филиппом Глейснером (Принстон)

Команда проекта Digital Approaches to the Study of Thick Journals under Late Socialism во главе с Филиппом Глейснером (Принстон)

Атмосфера тьюториалов представляла собой сложный коктейль из подпольного кружка контркультурных интеллектуалов, гаражного IT-стартапа под Сан-Франциско, сказочного НИИ по-стругацки, Касталии Германа Гессе и какой-нибудь полумасонской «незримой коллегии» ученых XVII века. 

Наверно, проще всего почувствовать эту атмосферу через отзывы самих участников и преподавателей:

«Это самые насыщенные и продуктивные 27 учебных часов, которые ощущаются как 72. Прекрасная атмосфера заинтересованности и сотрудничества. Замечательные люди подобрались» (Мария, участник)

«Огромное спасибо за 4 дня непрерывного интеллектуального наслаждения! Очень интересным и полезным оказался тьюториал, фантастические лекции, отличный подбор участников, много пищи для размышлений» (Юлия, участник)

«Кажется, одна из главных причин того, почему на школе было так хорошо и комфортно — это ощущение какой-то особой атмосферы, особого закрытого пространства, которое выстроилось из множества невероятно прекрасных людей, каким-то чудесным образом собравшихся в одной локации. Лекции оставляли ощущение скорее дополнения к этой атмосфере (хотя они тоже были очень хорошими), а самым крутым в этой атмосфере был, конечно, тьюториал: интенсивное постижение чего-то нового, объединение людей с самыми разными бэкграундами, маленькое комьюнити внутри большого, ночной кодинг, вот это всё. Школа была как маленькая уютная вселенная посреди будничной московской жизни, и это было очень круто» (Амир, участник)

Тьюториал «Древнерусские поучения против латинян: от произведения к тексту через HTML» с доцентом школы исторических наук НИУ ВШЭ Дмитрием Добровольским 

 

«Поскольку у меня была возможность поглядеть на работу разных семинаров, могу засвидетельствовать 1. прекрасный уровень слушателей 2. высокую профессиональную подготовку руководителей групп 3. замечательную атмосферу на семинарах» (Роман Григорьевич, со-организатор)

«Понравилось то, что тьюториалы ставили целью сделать конкретные вещи, благодаря чему можно было реально чему-то научиться, а не просто получить общее представление» (Алексей, участник)

«Мне очень понравился сам формат этой школы — когда можно и потеоретизировать, и получить какие-то практические навыки работы с цифровыми инструментами. И лекции были особенно прекрасны!» (Данила, участник)

Очень мощная школа, самая мощная из всех русских, на которых я был

Роман
участник, PhD

По утрам перед тьюториалами были лекции (видео) — тоже куда более поперекдисциплинарные, чем в прошлом году.

  • Роман Лейбов (Тартуский университет) рассказал о стратегиях филолога-комментатора в цифровую эпоху;
  • Альберто Ачерби (Техническуий университет Эйдховена) — об измерениях культурной эволюции и трендах Любви, грусти и ненависти в хип-хопе второй половины XX века;
  • Ян Рыбицки (Ягеллонский университет в Кракове) — о стилеметрии и её возможностях в задачах опредления авторства, классификации жанров, сравнения переводов;
  • Анастастия Бонч-Осмоловская (школа лингвистики НИУ ВШЭ) — о корпусном исследовании имен времени (почему не бывает «поздних тридцатых», а ранние сороковые — только утопические);
  • Алина Бодрова (школа филологии НИУ ВШЭ, ИРЛИ РАН) — о традиции количественных исследований в русской филологии, восходящей еще к до-формалистским временам.
  • Заключительная лекция Юлии Тувалевой (Habidatum) была посвящена исследованию городского пространства через тексты.


Лекция Альберто Ачерби
Лекция Альберто Ачерби

Новые и бывалые участники школы оценили расширение тематики и большее взаимопроникновение дисциплин:

«Это вторая Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам, в которой я принял участие (в обоих случаях — как тьютор). Мое главное ощущение от второй школы — которое, кажется, разделяют многие - это что произошел качественный скачок в организации. Состав лекторов был шире (в том числе, лекторов из-за рубежа), туториалов было больше и они были разнообразнее, больше было и студентов. Общее впечатление: школа двигается в правильном направлении, становясь важным пунктом в развитии digital humanities в России. Россия сейчас отстает от европейских стран в этом компоненте, поэтому нужно как можно больше таких школ (а также конференций, семинаров и т.д.)» (Олег, ведущий тьюториала)

«Я очень рад, что на этой школе была такая бурная междисциплинарность. Надеюсь, что это принесёт свои плоды — и будут реализованы конкретные проекты, а цифровые аналитические инструменты получат широкую известность» (Данила, участник)

Передача знаний на школе происходила демократично и диффузионно, в режиме хаотического перекрестного опыления. Не только на тьюториалах, но и в курилке, столовой, в очереди к кофемашине, а также в знаменитом вороновском «Кулуаре». Учились все у всех, ведь среди участников были не только молодые бакалавры и магистры, но и опытные состоявшиеся исследователи со степенями, профессиональные программисты, люди из разных мест с разнообразным опытом.

«В группе были люди с разным бэкграундом, благодаря чему можно было поучиться не только у ведущих тьюториала, но и у соучеников» (Алексей, участник)

«Главное, что понравилось — не было духа снобизма по отношению к тем, кто компьютером пользуется лишь как пользователь» (Ольга, участник)

«Понравилось, что было много специалистов из разных областей — работать и обмениваться опытом в разношерстной команде было очень интересно. И вести разговоры в кулуарах тоже. В общем, главная цель школы — подружить гуманитариев, не-гуманитариев и цифровые методы -- достигнута. :) Еще меня порадовало географическое разнообразие — до школы не знала, например, что в Архангельске занимаются очень крутыми вещами,  а теперь знаю! Из приглашенных (и ранее неизвестных мне) лекторов очень понравился Ян Рыбицки. Ну и еще очень вкусно кормили (простите, но для человека, который в обычной жизни не всегда успевает поесть, это тоже очень важно)»

Уезжать было грустно всем — покидать вороновскую цифрогуманитарную Касталию из слоновой кости и возвращаться в суету Москвы (Питера, Стамбула, Минска, Цюриха … география участников в этом году была обширной) не хотелось. Но успех второй школы — это  и своего рода обязательство организовать третью, еще более междисциплинарную и вдохновляющую.


Участники определенно высказались за продолжение.  

«Было бы лучше, если бы школа длилась на день-два дольше, поскольку закончить проект за пару дней было сложно»

«Мало! Мне кажется, нужно хотя бы неделю (а вообще я бы с радостью жила в таком формате и месяц, и два...)»

«Прекрасно, но мало»