Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
Болтунова Е. М., Егорова Г. С.
М.: Кучково поле, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ совместно с Тартуским университетом и школой лингвистики НИУ ВШЭ провел вторую Московско-Тартускую школу по цифровым гуманитарным исследованиям. В этом году школа переехала в Вороново и расширилась как по числу участников (их было более 50, а всего заявок — свыше 200), так и по междисциплинарному охвату (хочется даже сказать — поперекдисциплинарному). На школе учили и учились лингвисты и программисты, историки и географы, экономисты и социологи, антропологи и урбанисты, культурологи и литературоведы… а также одна огромная бабочка-бунтарь, которая ради школы отказалась уходить в положенную спячку. Впрочем, остальным участникам тоже пришлось жертвовать сном ради науки.
Школа длилась четыре дня, основу программы составляли тьюториалы, они же мастерские. Каждый тьюториал занимался своей темой в режиме полухакатона-полусеминара с ночными «закодами», когда учеба и практика перетекают друг в друга.
Так,
(полный список с описанием всех восьми тьюториалов доступен здесь, видеозаписи итоговых выступлений выкладываются сюда)
Команда проекта Digital Approaches to the Study of Thick Journals under Late Socialism во главе с Филиппом Глейснером (Принстон)
Атмосфера тьюториалов представляла собой сложный коктейль из подпольного кружка контркультурных интеллектуалов, гаражного IT-стартапа под Сан-Франциско, сказочного НИИ по-стругацки, Касталии Германа Гессе и какой-нибудь полумасонской «незримой коллегии» ученых XVII века.
Наверно, проще всего почувствовать эту атмосферу через отзывы самих участников и преподавателей:
«Это самые насыщенные и продуктивные 27 учебных часов, которые ощущаются как 72. Прекрасная атмосфера заинтересованности и сотрудничества. Замечательные люди подобрались» (Мария, участник)
«Огромное спасибо за 4 дня непрерывного интеллектуального наслаждения! Очень интересным и полезным оказался тьюториал, фантастические лекции, отличный подбор участников, много пищи для размышлений» (Юлия, участник)
«Кажется, одна из главных причин того, почему на школе было так хорошо и комфортно — это ощущение какой-то особой атмосферы, особого закрытого пространства, которое выстроилось из множества невероятно прекрасных людей, каким-то чудесным образом собравшихся в одной локации. Лекции оставляли ощущение скорее дополнения к этой атмосфере (хотя они тоже были очень хорошими), а самым крутым в этой атмосфере был, конечно, тьюториал: интенсивное постижение чего-то нового, объединение людей с самыми разными бэкграундами, маленькое комьюнити внутри большого, ночной кодинг, вот это всё. Школа была как маленькая уютная вселенная посреди будничной московской жизни, и это было очень круто» (Амир, участник)
Тьюториал «Древнерусские поучения против латинян: от произведения к тексту через HTML» с доцентом школы исторических наук НИУ ВШЭ Дмитрием Добровольским
«Поскольку у меня была возможность поглядеть на работу разных семинаров, могу засвидетельствовать 1. прекрасный уровень слушателей 2. высокую профессиональную подготовку руководителей групп 3. замечательную атмосферу на семинарах» (Роман Григорьевич, со-организатор)
«Понравилось то, что тьюториалы ставили целью сделать конкретные вещи, благодаря чему можно было реально чему-то научиться, а не просто получить общее представление» (Алексей, участник)
«Мне очень понравился сам формат этой школы — когда можно и потеоретизировать, и получить какие-то практические навыки работы с цифровыми инструментами. И лекции были особенно прекрасны!» (Данила, участник)
Очень мощная школа, самая мощная из всех русских, на которых я был
Роман
участник, PhD
По утрам перед тьюториалами были лекции (видео) — тоже куда более поперекдисциплинарные, чем в прошлом году.
Лекция Альберто Ачерби
Новые и бывалые участники школы оценили расширение тематики и большее взаимопроникновение дисциплин:
«Это вторая Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам, в которой я принял участие (в обоих случаях — как тьютор). Мое главное ощущение от второй школы — которое, кажется, разделяют многие - это что произошел качественный скачок в организации. Состав лекторов был шире (в том числе, лекторов из-за рубежа), туториалов было больше и они были разнообразнее, больше было и студентов. Общее впечатление: школа двигается в правильном направлении, становясь важным пунктом в развитии digital humanities в России. Россия сейчас отстает от европейских стран в этом компоненте, поэтому нужно как можно больше таких школ (а также конференций, семинаров и т.д.)» (Олег, ведущий тьюториала)
«Я очень рад, что на этой школе была такая бурная междисциплинарность. Надеюсь, что это принесёт свои плоды — и будут реализованы конкретные проекты, а цифровые аналитические инструменты получат широкую известность» (Данила, участник)
Передача знаний на школе происходила демократично и диффузионно, в режиме хаотического перекрестного опыления. Не только на тьюториалах, но и в курилке, столовой, в очереди к кофемашине, а также в знаменитом вороновском «Кулуаре». Учились все у всех, ведь среди участников были не только молодые бакалавры и магистры, но и опытные состоявшиеся исследователи со степенями, профессиональные программисты, люди из разных мест с разнообразным опытом.
«В группе были люди с разным бэкграундом, благодаря чему можно было поучиться не только у ведущих тьюториала, но и у соучеников» (Алексей, участник)
«Главное, что понравилось — не было духа снобизма по отношению к тем, кто компьютером пользуется лишь как пользователь» (Ольга, участник)
«Понравилось, что было много специалистов из разных областей — работать и обмениваться опытом в разношерстной команде было очень интересно. И вести разговоры в кулуарах тоже. В общем, главная цель школы — подружить гуманитариев, не-гуманитариев и цифровые методы -- достигнута. :) Еще меня порадовало географическое разнообразие — до школы не знала, например, что в Архангельске занимаются очень крутыми вещами, а теперь знаю! Из приглашенных (и ранее неизвестных мне) лекторов очень понравился Ян Рыбицки. Ну и еще очень вкусно кормили (простите, но для человека, который в обычной жизни не всегда успевает поесть, это тоже очень важно)»
Уезжать было грустно всем — покидать вороновскую цифрогуманитарную Касталию из слоновой кости и возвращаться в суету Москвы (Питера, Стамбула, Минска, Цюриха … география участников в этом году была обширной) не хотелось. Но успех второй школы — это и своего рода обязательство организовать третью, еще более междисциплинарную и вдохновляющую.
Участники определенно высказались за продолжение.
«Было бы лучше, если бы школа длилась на день-два дольше, поскольку закончить проект за пару дней было сложно»
«Мало! Мне кажется, нужно хотя бы неделю (а вообще я бы с радостью жила в таком формате и месяц, и два...)»
«Прекрасно, но мало»