Неизвестные материалы 1963 - 1972 гг. к биографии А. И. Солженицына
В день рождения А.И. Солженицына - в день его столетия - на Международной научной конференции "Александр Солженицын. Взгляд из XXI века" сотрудник Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Татьяна Левченко выступила с докладом, в котором представила неизвестные ранее документы из архива литературного критика Ф.М. Левина (1901-1972), связанные с жизнью и творчеством А.И.Солженицына в период 1963- 1972 гг.
Нацпроект "Образование": пресс-конференция в РИА НОВОСТИ
На прошедшей 11 декабря 2018 года пресс-конференции были подведены итоги исследования "Формирование современной образовательной среды и рынок учебной литературы в контексте реализации нацпроекта "Образование" в 2018–2024 годах". Инициатор исследования Центр общественно-политических проектов. Удача проделанной аналитической работы определялась тем, что исследование носило качественный, а не количественный характер. Экспертные заключения дали 49 ведущих российских экспертов в области образования. На пресс-конференции выступили директор по проектам в сфере государственной политики Центра общественно-политических проектов Николай САПРОНОВ, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр АДАМСКИЙ, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр АСМОЛОВ, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Наталья ВИНОГРАДОВА, главный редактор издательского дома "Первое сентября" Артем СОЛОВЕЙЧИК, руководитель лаборатории образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр МИЛКУС, руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., донт Института образования НИУ ВШЭ Евгения АБЕЛЮК.
Он знал, как поставить спектакль без современных технологий
В статье-некрологе, посвященной Эймунтасу Някрошюсу, сотрудник Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ Антон Хитров и анализирует поэтику театра литовского режиссера, и рассказывает о новой актерской технологии, изобретенной создателем театра Meno Fortas, и показывает, как можно, не совпадая с театральным мейнстримом, оказать существенное влияние на мировую режиссуру.
Памяти Эймунтаса Някрошюса
Театральный критик Марина Давыдова как-то спросила Эймунтаса Някрошюса, как он работает с литературным произведением на сцене https://iz.ru/news/278991 "Фантазия сама по себе ничего не значит...", - ответил он. И пояснил, что, с одной стороны, старается не уходить от конкретики текста, с другой, стремится привнести в него новые смыслы, и для этого ищет самые разные пути.
Сегодня, в дни прощания с этим большим режиссером, нельзя не вспомнить, что Някрошюс всегда очень бережно относился к русской литературе, часто обращался к творчеству русских драматургов, например, поставил несколько пьес А.П. Чехова. Чехова режиссер ставил по всему миру: «Иванов» (Каунасский государственный драматический театр, 1978 ), «Дядя Ваня» (Литовский государственный молодежный театр, 1986 ), «Чайка» («Театро Метастазио», Прато, Италия, 2001), "Иванов» (театр Аржентино, Рим, 2002), «Вмшневый сад» (антреприза Фонда Станиславского, 2003), «Иванов» (Хорватский национальный театр, Загреб, 2017).
Стихи на языке пантомимы
Доклад зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова Е.С. Абелюк на Девятнадцатых Тыняновских чтениях (организаторы М.О. Чудакова и А.С. Немзер, при поддержке Государственного музея Булгакова) основан на редком документе - тексте поэтической композиции "Берегите ваши лица", созданной поэтом Андреем Вознесенским для спектакля Театра на Таганке (режиссер Ю.П. Любимов) - спектакля, запрещенного принимающими государственными комиссиями к показу в начале 1970 года.
Мейерхольд в Центре Помпиду
24 октября в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж) состоялась лекция главного эксперта Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.Ольги Николаевны Купцовой и французского театроведа Беатрис Пикон-Валлен "Мейерхольд и "Театральный Октябрь".
Сапгир в помощь Шекспиру
Как заинтересовать чтением? Как сделать текст из "гладкого", никак "не цепляющего", вопрошающим и интересным? И как, в самом деле, чтение "Сонетов на рубашках" Сапгира может помочь чтению сонетов Шекспира? На эти темы рассуждает зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.
Награда профессионалам... и будущим профессионалам
2 октября 2018 года Благотворительный фонд театрального искусства им. Ю.П.Любимова в 4-й раз вручил Общественную
премию имени Юрия Любимова. Премия присуждается "за высокий профессионализм, за преданность своему делу, за яркое выражение своей гражданской позиции." На этот раз награду получили народная артистка России Ю.К. Борисова, врач-гематолог, академик А.И.Воробьев и ансамбль Дмитрия Покровского (музыкальный руководитель - М.П.Нефёдова). Церемония проходила в Большом Зале Московской Консерватории. Вслед за российской премией вручалась Международная премия имени Ю.П.Любимова, учрежденная только в этом году Международным Институтом театра. Ее лауреатом стал режиссер Анатолий Васильев. «Международная театральная премия присуждается человеку, который добился исключительных успехов в творчестве, важно подчеркнуть, что это должен быть человек, который работает в достаточно сложных условиях, преодолевает трудности, не идёт на компромисс с совестью», ‒ так сформулировал кредо этой премии генеральный директор Международного института театра Тобиас Бьянконе.
Своеобразную награду Фонда Ю.П.Любимова получили и студенты НИУ ВШЭ, успешно работавшие над проектами в университетской Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Они были приглашены на это замечательное событие.
101 год человеку, который никогда не старился
Юрию Петровичу Любимову перевалило за 100 лет еще год назад. Но представить себе этого человека стариком - невозможно. Все его спектакли, - и старые, и последние - работы молодого выдумщика, страстного во всем, и в любви, и негодовании. Молодость, взрывной творческий темперамент сочетались в нем с мудростью. Об этом свидетельствует каждое его интервью.
Мы публикуем интервью Юрия Петровича, которое он дал 7 июня 1999 года журналу "Шпигель", а точнее, таким журналистам, как Рудольф Аугштайн (Rudolf Augstein), Фритьоф Мейер (Fritjof Meyer) и Ирма Неллес (Irma Nelles). Добавим, что Рудольф Аугштайн - один из самых больших авторитетов в немецкой журналистике, он основатель журнала "Шпигель" и его главный редактор на протяжении 55 (!) лет. Перевод с немецкого - Елена Леенсон, сотрудник Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ. Статью «Сто лет унижений» публикуем с любезного разрешения Йорга Редера (Jörg Rehder), менеджера по правам Издательства «Шпигель» (SPIEGEL-Verlag). Как всегда, Юрий Любимов говорит сразу о многом: и о своей жизни, и о русском искусстве советского времени, и о Сталине, в том числе его отношениях с искусством.
Как подготовиться к походу в театр?
Эксперт Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова, театральный критик Антон Хитров выступил в Еврейском музее и Центре толерантности с лекцией о современном театре, его видах, о культуре восприятия современного театрального действа.