Новый визуальный комментарий
"Визуальный комментарий к художественной литературе советского времени" - так называется один из подпроектов большого проекта “Литература как культурная практика и социальный опыт”, над которым работают филологи НИУ ВШЭ. Концепция визуального комментария была представлена в Новосибирском государственном театральном институте на Всероссийской научной конференции «Театр и драма: эстетический опыт эпохи». На примере творчества М.А. Булгакова сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Е. Абелюк и Т. Левченко показали принципы представления цифрового универсального комментария к произведениям русской литературы 1920-30-х годов.
Дневниковая запись
Сотрудница Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова Татьяна Левченко нашла удивительный документ в личном архиве литературного критика Федора Левина. Это дневниковая запись от 13 марта 1971 года о запрете газетам «Московская правда» и «Вечерняя Москва» писать что бы то ни было о театре на Таганке. Речь в записи идет и о запрете рецензий на спектакль «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева. Как пишет Ф. Левин, запрет исходил от Аллы Петровны Шапошниковой, секретаря Московского горкома КПСС по идеологии. И это при том, что как раз «Зори» были приняты советскими государственными и партийными органами лучше, чем другие спектакли.
Наступил ли конец времени композиторов?
Музыка в современном драматическом спектакле занимает куда большее место, чем когда-то. Студенты, посещающие майнор «Театр с нуля» (его ведут сотрудники Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ) встретились с Николаем Поповым, композитором, руководителем Центра электроакустической музыки Московской консерватории.
День Мастера
Сегодня, 30 сентября, день рождения Юрия Петровича Любимова.
Сегодня и профессиональный праздник переводчиков. И на страницах онлайн-архива Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра появились новые переводы статей зарубежных авторов, посвященных двум важным поворотам в жизни Юрия Петровича Любимова. В роли переводчиков выступили студенты, работающие в проекте "Зарубежные театроведы о русском театре". Руководитель - Елена Леенсон.
Лирики 1960-х
Вдруг оказалось, что 1960-е - а в нашей стране это время Оттепели - не очень-то изучены; сегодня интерес к этой эпохе растет. Так что совершенно неслучайно Лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Высшей школы экономики третий год подряд открывает для студентов сразу несколько проектов, посвященных поэтическому театру и даже шире - поэтическому буму.
О поэте Шаламове
На этот раз телепрограмма Феклы Толстой была посвящена поэзии Варлама Шаламова. О его замечательных стихах говорили филолог Евгения Абелюк (НИУ ВШЭ), литературный критик Наталья Иванова (журнал "Знамя") и актер Вениамин Смехов.
Дискуссия о профессиональной этике
20 августа 2021 года на круглом столе «Профессиональные этические кодексы сегодня: pro et contra» были представлены три новых профессиональных кодекса. С Кодексом чести и достоинства современного учителя собравшихся познакомила известный архангельский учитель-словесник, руководитель группы разработчиков Ирина Пономарёва. Виталий Черкасов, историк, преподаватель Государственного социально-гуманитарного университета (Коломна) рассказал о составленном его группой Кодексе преподавателей Высшей школы. Третьим был Кодекс юристов; его предъявила экспертам и слушателям Евгения Литвиненко. В роли экспертов выступили поэт и филолог Ольга Седакова (Институт мировой культуры МГУ), филолог Евгения Абелюк (НИУ ВШЭ, Москва), искусствовед Александр Копировский (Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Москва), философ Руслан Лошаков (Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Москва; Свободный университет, Стокгольм), журналист и культуролог Андрей Архангельский («Коммерсантъ», Москва). Они должны были высказаться об услышанном. Вела собрание Юлия Балакшина (РГПУ им. А.П. Герцена, Санкт-Петербург).
Партитура для драматической сцены
История партитуры к драматическому спектаклю "Борис Годунов", поставленному в Театре на Таганке в 1982 году, тогда же запрещенному и вышедшему только в 1988-м, необычна. Инициатива ее создания, принадлежала Светлане Сидориной. Не музыкант, по образованию математик, она была многолетней поклонницей этого театра, а потом стала и его сотрудницей. Как говорит она теперь, ей «было интересно, как текст входит в музыку и выходит из музыки». Идею записать партитуру Светлана предложила музыканту-исследователю Дмитрию Покровскому. Собственно говоря, основой музыкальной стихии спектакля как раз и был репертуар Ансамбля народной музыки, которым Покровский руководил. На протяжении всего спектакля артисты ансамбля вместе с актерами-таганцами были на сцене – исполняли фольклорные песни: игровые, хороводные, плачи, причитания. Так был представлен в спектакле народ. Этот образ, новаторски задуманный Пушкиным, немало осложнял постановку трагедии, и вот, благодаря не менее смелому замыслу Юрия Любимова, на сцене Таганки он становился естественным и органичным.
Дмитрий Покровский записал музыку и слова хоров и отдал запись Светлане, а потом в шутку говорил, что она написала оперу. Копию этого документа Светлана Сидорина безвозмездно подарила Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра.
Сommedia dell'arte на "Маяке"
Татьяна Левченко, сотрудник Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ, приняла участие в прямом эфире передачи «Отпуск каждый день» (шоу Картаева и Махарадзе), посвященной итальянскому театру, на радиостанции «Маяк».
Светлая память…
С интервалом в четыре дня ушли из жизни два очень ярких человека. Без них трудно представить себе жизнь Театра на Таганке, да и жизнь нашей культуры в целом. 23 мая умерла Нина Шацкая, прекрасная актриса, заслуженная артистка России.27 мая оставил наш мир завлит Театра на Таганке, первый директор дома-музея Высоцкого Петр Леонов.