Вышка, в содружестве с Японской академией аудиовизуального перевода (JVTA) и Токийским университетом иностранных языков (TUFS), будет готовить международную конференцию, посвященную японской анимации. Историк кино, доцент ИКВИА Анастасия Фёдорова рассказала об итогах свой командировки в Токио.
Тема «японоведение»
Доцент ИКВИА ВШЭ Анастасия Фёдорова выступила с докладом «Negotiating Otherness: Japanese Cinema in the Soviet Union during the Khrushchev Thaw» на международной конференции в Токио.
24 июня на проходящей в Музее Л.Н. Толстого летней школе «Национальная литературная классика и глобальный транзит: новые задачи литературного образования» с докладами выступили профессор А.Н. Мещеряков, главный научный сотрудник ИКВИА НИУ ВШЭ, и профессор И.С. Смирнов, директор ИКВИА.
28 мая в рамках Японистического семинара гл. н. с. ИКВИА Александр Мещеряков выступил с докладом, посвященным известной книге Рут Бенедикт и ее влиянию.
14 мая на японистическом семинаре ИКВИА ВШЭ выступила старший преподаватель ШВ ВШЭ Анна Новикова с докладом «Ранние географические описания мира в Японии: Араи Хакусэки и Нисикава Дзёкэн».
Во время встречи прошла беседа о японской каллиграфии сёдо ( 書道 ), Исикава Сисуй рассказал о своей работе, своём учителе – Судзуки Суйкэне ( 鈴木翠軒, 1889–1976), известном японском каллиграфе (жанр кана) и новаторе письма ХХ века. Исикава-сэнсэй продемонстрировал написание иероглифов кандзи разными стилями: от уставного кайсё ( 楷書 ) и скорописного со:сё ( 草書 ), до современного японского написания японской азбуки кана, которое используется в качестве образцового начертания в современных японских учебниках по письму.
Лекция Александра Мещерякова «Эпоха Рэйва: прошлое и настоящее императорской системы Японии» (видео)
24 апреля в Открытом лектории прошла внеочередная специальная лекция гл.н.с. ИКВИА А.Н. Мещерякова в связи с наступлением Рэйва — новой императорской эры в Японии.
«…Синтоистские боги обделили Нарухито сыновьями, у него есть только дочь. Так что, по всей вероятности, закон об императорском доме в обозримом будущем придется менять. Японцы наверняка легко пойдут на это — как и в случае принятия закона, разрешившего Акихито отречься от престола».
В эпоху Эдо (1603-1868) в Японии существовала популярная игра «хяку-моногатари кайданкай», когда собирались люди, зажигали сто светильников и рассказывали друг другу сто страшных историй. Цифра «100» имела магическое значение для японцев. Считалось, что если за неодушевленными предметами не ухаживать должным образом, то на пороге своего столетнего возраста они оживают и превращаются в монстров.
Песни «веселых кварталов» коута (小唄) остаются наименее исследованным литературным жанром эпохи Эдо. Созданные преимущественно безвестными обитательницами домов терпимости при участии городской богемы, коута на протяжении нескольких веков оставались неиссякаемой сокровищницей фольклорного словесного искусства.