25-26 марта 2022 года в онлайн-формате состоялась VII ежегодная международная конференция «Мир комиксов», организованная Институтом классического Востока и античности НИУ ВШЭ.
Наука
Профессор Школы философии и культурологии Павел Носачев выступил с докладом «Симпатия к черной фантастике в советском эзотерическом подполье». В докладе рассматривалось особое отношение к фантастической литературе, сложившееся в правом крыле советского эзотерического подполья.
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в сотрудничестве с российскими врачами обнаружили различия между проявлениями постинсультной афазии и афазии, вызванной удалением глиомы. После операции у пациентов возникают генерализованные речевые нарушения средней тяжести, которые одновременно затрагивают все аспекты речевой обработки. Понимание этих различий позволит врачам разрабатывать более эффективную терапию речевых нарушений, вызванных нейрохирургическим удалением глиом. Результаты исследования опубликованы в журнале Brain and Language.
В рамках мегапроекта «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ» в том числе ведется работа по созданию цифрового комментария к повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" и шире - к литературе 1920-х годов (рук. Е.С. Абелюк). В проекте участвуют студенты Школы филологических наук, прежде всего ОП "Современная филология в преподавании литературы в школе", а также выпускники этой программы. На днях выпускница этой магистратуры, музыкант Светлана Елизарова, провела для участников проекта мастер-класс, посвященный художественной функции звучащей в повести "Аиды" Верди.
Опубликован материал директора ИГИТИ им. А.В. Полетаева Алексея Плешкова с рекомендациями по подготовке тематического реферата.
Исследователи из Центра языка и мозга впервые применительно к русскому языку сравнили навык чтения типично развивающихся детей и детей с диагностированной дислексией или подозрением на нее методом сканпафов. Они изучили движения глаз во время чтения у школьников с 1-го по 5-й класс и выяснили, что у детей с дислексией этот навык развивается по той же траектории, что у детей без дислексии, но с трехлетним отставанием. Полученные данные открывают новые возможности для своевременного обнаружения трудностей чтения. Исследование опубликовано в журнале Annals of Dyslexia.
Новый выпуск посвящен различным аспектам русской мысли
На YouTube-канале Лаборатории региональной истории России опубликовано видео с презентации коллективной монографии "Регионы Российской империи: идентичность, репрезентация, (на)значение" (НЛО, 2021), которая состоялась 22 декабря 2021 г. в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре.
Во вторник, 22 февраля в 17–00 на семинаре «Души и духи в китайской культуре» выступила Анастасия Погадаева с сообщением «Категории духов в корейском шаманизме».
Продолжаем разговор о научных проектах ФГН, в основе которых находятся постоянно действующие семинары. Можно ли уже подвести первые итоги? Какие научные проблемы выявлены и интеллектуально осмыслены? На этот раз на наши вопросы ответил Михаил Селезнев, руководитель фундаментального проекта: «Религии мира: традиции и тексты».