• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Общество

Новое издание рассказов Владимира Кантора

Новое издание рассказов Владимира Кантора
В начале 2019 года были опубликованы рассказы заведующего МЛРИД В.К. Кантора на эстонском языке

«Средневековая традиция “ста страшных историй” хяку моногатари» (видео) - лекция преподавателя ИКВИА Юлии Магеры на Библионочи

«Средневековая традиция “ста страшных историй” хяку моногатари» (видео) - лекция преподавателя ИКВИА Юлии Магеры на Библионочи
В эпоху Эдо (1603-1868) в Японии существовала популярная игра «хяку-моногатари кайданкай», когда собирались люди, зажигали сто светильников и рассказывали друг другу сто страшных историй. Цифра «100» имела магическое значение для японцев. Считалось, что если за неодушевленными предметами не ухаживать должным образом, то на пороге своего столетнего возраста они оживают и превращаются в монстров.

Владимир Кантор принял участие в передаче на радиостанции "Вера"

Заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога В.К. Кантор принял участие в передаче на радиостанции "Вера". Эфир был посвящен жизни и творчеству Николая Чернышевского. 

Профессор Школы филологии Максим Кронгауз стал гостем встречи в рамках цикла «Историк за верстаком»

Профессор Школы филологии Максим Кронгауз стал гостем встречи в рамках цикла «Историк за верстаком»
В фокусе встречи-беседы – гуманитарий и его творческая лаборатория, а также проблемы современного языка как инструмента коммуникации и изменения, происходящие в нем и в обществе

Старший преподаватель Школы лингвистики Андриан Влахов провёл дискуссию «Языковое разнообразие в современном городе» в музее «Гараж»

Старший преподаватель Школы лингвистики Андриан Влахов провёл дискуссию «Языковое разнообразие в современном городе» в музее «Гараж»
Дискуссия стала первым мероприятием возрождённой «Школы языков соседей»

Династия Пехлеви, персидская поэзия и современность – лекции сотрудников ИКВИА

Династия Пехлеви, персидская поэзия и современность – лекции сотрудников ИКВИА
5 и 6 апреля в библиотеке галереи Art Lane в городе Алматы одновременно с презентацией альбома современного искусства Iran Modern прошел цикл лекций, прочитанных сотрудниками ИКВИА ВШЭ.

Лекция Ильи Смирнова в Кремле: «Традиционная культура Китая: становление, расцвет, закат»

Лекция Ильи Смирнова в Кремле: «Традиционная культура Китая: становление, расцвет, закат»
Выступление директора ИКВИА ВШЭ И.С. Смирнова открыло цикл лекций «Расцвет китайского искусства в эпоху Мин и Цин», приуроченный к проведению выставки «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII в.». Кремлевский Лекторий приглашает известных российских историков и искусствоведов для чтения лекций, тематически связанных с выставками, проходящими в Музеях Московского Кремля.

Джихад ― термин и феномен: лекция старшего научного сотрудника ИКВИА Алексея Журавского

Джихад ― термин и феномен: лекция старшего научного сотрудника ИКВИА Алексея Журавского
23 марта в открытом интеллектуальном клубе «Толк» в Твери звучала необычная тема. Речь шла о джихаде, как он понимается в исламе и как реализуется на практике. С лекцией выступил старший научный сотрудник Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ.

Эфир Олега Будницкого на радио "Говорит Москва"

Эфир Олега Будницкого на радио "Говорит Москва"
Директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Олег Будницкий принял участие в программе "Урок россиеведения" на радио Говорит Москва. Темой обсуждения стали советско-польские отношения и начало Второй мировой войны

Театр и история

Иоганн Генрих Рамберг. Сцена из пьесы Шекспара «Генрих IV», часть 1, акт II, сцена 4.  Акварель. 1829. Фальстаф - вымышленное лицо, но выглядит реальнее, чем некоторые исторические персонажи.
Круглый стол «Театр и история» прошел в Российской Государственной библиотеке по искусству в рамках "Дня театроведа". Инициатор - издательство «Нестор-История» и его директор Сергей Ефроимович Эрлих. Реальную историю или исторические мифы представляет театр и как выглядела в свете этой проблемы драматургия Михаила Шатрова? Какова содержательная функция исторически точной детали в театре? Как связана с исторической реальностью драматургия Леонида Андреева? Речь на Круглом столе шла и о постдраматическом театре, точнее о его начале в найшей стране: руководитель  Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ, Евгения Абелюк, рассказала о многоаспетных отношениях театра Любимова с историей. Об исторических источниках, иногда неожиданно редких, которые на равных с художественным текстом входили в сценические композиции Театра на Таганке. О том, как на репетиции, рассказывая актерам те или иные исторические факты или пересказывая эпизоды из "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина, режиссер, помогал им войти в образ. О том, как в спектакли Любимова входила современная, актуальная история - они получали политическое звучание: например, в пьесе Берегите ваши лица" по стихам А.Вознесенского (начало работы - 1968 год) речь шла о молодежных движениях в мире - в США, в Китае, во Франции; в пьесе "Под кожей статуи Свободы" по стихам Е. Евтушенко время воплотилось в сценографической метафоре - в образе "железного" занавеса. Е.С.Абелюк говорила и о том, как история Театра на Таганке (впрочем, как история практически любого театра) рассказывает об истории страны; в случае Таганки - это и история цензуры советского времени, и возникновение особой театральной "Системы" 1970-х-80-х годов (так ее называли "фанаты" Таганки), распространившейся с этого театра на другие московские и несколько петербургских театров.