• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общество

Театр и история

Иоганн Генрих Рамберг. Сцена из пьесы Шекспара «Генрих IV», часть 1, акт II, сцена 4.  Акварель. 1829. Фальстаф - вымышленное лицо, но выглядит реальнее, чем некоторые исторические персонажи.
Круглый стол «Театр и история» прошел в Российской Государственной библиотеке по искусству в рамках "Дня театроведа". Инициатор - издательство «Нестор-История» и его директор Сергей Ефроимович Эрлих. Реальную историю или исторические мифы представляет театр и как выглядела в свете этой проблемы драматургия Михаила Шатрова? Какова содержательная функция исторически точной детали в театре? Как связана с исторической реальностью драматургия Леонида Андреева? Речь на Круглом столе шла и о постдраматическом театре, точнее о его начале в найшей стране: руководитель  Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ, Евгения Абелюк, рассказала о многоаспетных отношениях театра Любимова с историей. Об исторических источниках, иногда неожиданно редких, которые на равных с художественным текстом входили в сценические композиции Театра на Таганке. О том, как на репетиции, рассказывая актерам те или иные исторические факты или пересказывая эпизоды из "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина, режиссер, помогал им войти в образ. О том, как в спектакли Любимова входила современная, актуальная история - они получали политическое звучание: например, в пьесе Берегите ваши лица" по стихам А.Вознесенского (начало работы - 1968 год) речь шла о молодежных движениях в мире - в США, в Китае, во Франции; в пьесе "Под кожей статуи Свободы" по стихам Е. Евтушенко время воплотилось в сценографической метафоре - в образе "железного" занавеса. Е.С.Абелюк говорила и о том, как история Театра на Таганке (впрочем, как история практически любого театра) рассказывает об истории страны; в случае Таганки - это и история цензуры советского времени, и возникновение особой театральной "Системы" 1970-х-80-х годов (так ее называли "фанаты" Таганки), распространившейся с этого театра на другие московские и несколько петербургских театров.

Олег Будницкий принял участие в программе "Культура повседневности" на радио "Говорит Москва"

Граница между Эстонией и Советским Союзом, 1920-е гг.
Директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Олег Будницкий принял участие в программе Ирины Прохоровой "Культура повседневности" на радио Говорит Москва

Лекция главного научного сотрудника ИГИТИ Елены Вишленковой в доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов»

Лекция главного научного сотрудника ИГИТИ Елены Вишленковой в доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов»
20 марта в доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов» состоялась открытая лекция «Неизвестная история российского образования XIX века» главного научного сотрудника ИГИТИ Елены Анатольевны Вишленковой.

Доклад доцента ИКВИА Елизаветы Волчковой «Приворотные амулеты в современных народных верованиях Китая и китайских диаспор Юго-Восточной Азии»

Доклад доцента ИКВИА Елизаветы Волчковой «Приворотные амулеты в современных народных верованиях Китая и китайских диаспор Юго-Восточной Азии»
Выступление состоялось 13 марта на семинаре ИКВИА ВШЭ «Души и духи в китайской культуре». Доклад посвящен эволюции амулетных практик в современном Китае и китайских диаспорах в странах Юго-Восточной Азии, рассматриваемой на основании анализа методов приворотной магии.

Уютное очарование корейских дворцов – лекция ст. преп. ИКВИА Наталии Чесноковой в «Галерее Чертаново»

Уютное очарование корейских дворцов – лекция ст. преп. ИКВИА Наталии Чесноковой в «Галерее Чертаново»
Лекция Н.А. Чесноковой, прошедшая 15 марта 2019 г. в Выставочном зале «Галерея Чертаново», была приурочена к открытию выставки российской художницы Ольги Коледы «Эта странная реальность», и потому основное внимание было посвящено тому, как в средневековой корейской истории и культуре сплетались «реальность» и стоящие за ней невысказанные образы. Живые свидетельства корейской истории, дворцы скрывают больше тайн, чем даже можно себе представить!

Гл.н.с. ИКВИА ВШЭ Александр Мещеряков в проекте Яндекса «Знатоки» (видео)

Гл.н.с. ИКВИА ВШЭ Александр Мещеряков в проекте Яндекса «Знатоки» (видео)
«Яндекс.Знатоки» — это сообщество экспертов в самых разных областях. В видеоролике, размещенном в «Яндекс.Знатоках», ведущий японист отвечает на вопросы.

Отголоски «соцреализма», кинематограф, Япония – доклад доцента ИКВИА Анастасии Фёдоровой в Колумбийском университете

Отголоски «соцреализма», кинематограф, Япония – доклад доцента ИКВИА Анастасии Фёдоровой в Колумбийском университете
Доцент ИКВИА Анастасия Фёдорова выступила с докладом «Echoes of “Socialist Realism” in Japanese Film Theory and Practice» на международной конференции «Legacies of Leftism in Film and Media Theory: East Asia and Beyond» в Нью-Йорке.

Доклад старшего преподавателя ИКВИА Юлии Магера «Образ России в манге Икэда Риёко»

Слева: Алексей Михайлов на обложке 14-го тома манги «Окно Орфея». Справа: героиня Юлиус на обложке 17-го тома манги «Окно Орфея».
5 марта в рамках японистического семинара состоялся доклад ст. преп. ИКВИА Юлии Магера. В докладе речь шла о всемирно известном художнике манга Икэда Риёко (池田理代子), прославившейся, прежде всего, как автор исторической манги. В ее работах нашли отражение и события российской истории: в 18-томной манге «Окно Орфея» (「オルフェウスの窓」, 1975–1981) сюжет разворачивается в преддверии русской революции 1917 года, а в манге «Екатерина Великая» (「女帝エカテリーナ」, 1982–1984) описана жизнь русской императрицы Екатерины II.

Олег Будницкий выступил в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

Олег Будницкий выступил в эфире радиостанции "Эхо Москвы"
Директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Олег Будницкий выступил в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

"Яндекс в театре", а еще как живется Гоголь-центру, "Практике" и Театру.doc сегодня

"Яндекс в театре", а еще как живется Гоголь-центру, "Практике" и Театру.doc сегодня
Статью "Как дела у «Гоголь-центра», «Практики» и «Театра.doc»?", театров, оставшихся в прошлом году без художественных руководителей, на странице проекта  "Яндекс в театре" разместил один из создателей проекта, главный эксперт Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XIX-XX вв. НИУ ВШЭ, Антон Хитров (гл. редактор - Алексей Киселев). На этот совместный проект Издательства Яндекса,  фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishnеva и фестиваля «NET — Новый Европейский Театр»  стоит обратить внимание. Здесь можно  увидеть расписание прямых трансляций на ближайшее время спектаклей-номинантов «Золотой Маски», “побывать” на разных театральных фестивалях, обнаружить 19 лучших российских театров за пределами Москвы и Петербурга и 15 лучших российских спектаклей по Шекспиру, вместе с путеводителем побродить по современному театру. А еще можно получить совет, как не попасться на электронную удочку и не купить поддельный билет, и, напротив, как купить билет в театр подешевле. И еще можно много чего – например, узнать про Театр в мире Тора, Гарри Поттера и «Игры престолов».